О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиабилеты набирают высоту

Авиакомпании России с 3 декабря будут рассчитывать цены на билеты за границу, исходя из нового курса евро Международной ассоциации воздушного транспорта, который на 13,4% выше предыдущего

Авиакомпании России с 3 декабря будут рассчитывать цены на билеты за границу, исходя из нового курса евро Международной ассоциации воздушного транспорта, который на 13,4% выше предыдущего, сообщили СМИ 2-го декабря. Впрочем, курс ассоциации устанавливается еженедельно, и лишь следует за данными Центрального банка, и, разумеется, отражается на стоимости билетов. "Фонтанка" попыталась разобраться, из чего состоит стоимость билета и насколько крепка зависимость авиакомпаний от валюты Евросоюза.

Российские авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы за пределы страны, с 3 декабря будут рассчитывать стоимость авиабилетов, исходя из курса евро 63,5 рубля. В ночь со вторника на среду Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) утвердит этот курс, и он сменит собой действовавший всю предыдущую неделю, с 26 ноября, - 56 рублей. Рост этого расчетного курса, таким образом, составит 13,4%.

Чтобы понять природу ценообразования международных авиабилетов, необходимо начать несколько издалека. Все российские авиакомпании, которые выполняют регулярные рейсы за границу России, являются членами ассоциации IATA. В 2006 году единогласным голосованием представителей компаний была принята резолюция 024e, которая описывает порядок пересчета денег из одной валюты в другую.

В этом документе, который является обязательным для всех российских авиакомпаний, говорится, что тарифы и сборы по международным рейсам, маршрут которых проходит по территории России, должны рассчитываться в евро (даже если это рейс из России в США или в Китай), а пересчет на рубли должен быть произведен по курсу IATA, который устанавливается каждую неделю, в ночь после вторника, исходя из курса Центрального банка на среду, округленного на 50 копеек в большую сторону.

Курс IATA используется в системах бронирования билетов, без которых не работает ни одна авиакомпания (наиболее распространенные системы - "Амадеус" и "Сейбр"). По словам собеседника "Фонтанки", знакомого с этими системами, международные рейсы, в которых затронута Россия, считаются в евро и автоматически переводятся в рубли по курсу IATA.

Розничная цена билета включает в себя так называемый тариф (стоимость перелета, который устанавливает авиакомпания) и сборы (аэропортам - за обслуживание пассажиров и самолетов, на аэронавигацию и т.д.). Какова доля иностранной валюты в составе стоимости билета (или вся она пересчитывается из евро в рубли), в авиакомпаниях "Аэрофлот", "Трансаэро" и Lufthansa 2 декабря рассказать не смогли. Запрос "Фонтанки" в IATA с просьбой разъяснить принципы ценообразования остался без ответа.

Представим, что доля евро в стоимости билета минимальна, и ее составляют только те сборы, которые сама авиакомпания указывает в евро. Самое дешевое путешествие из Петербурга в Париж (3 декабря) и обратно (5 декабря) рейсами № 6235 и 6236 авиакомпании "Аэрофлот" (фактически перелет выполняет его дочерняя фирма "Россия") стоит 12601 рубль, при этом доля "такс и сборов" в этой сумме составляет 8121 рубль. Согласно данным "Аэрофлота", авиакомпания взимает за перелет в одну сторону на этом рейсе сборы за топливо 42 евро, за услуги системы бронирования (3,7 евро за один билет), за обслуживание пассажиров в аэропорту (не указано), налоги различных стран - федеральные, иммиграционные сборы за безопасность, их размер колеблется в зависимости от маршрута и страны (также не указано).

Сумма топливного сбора и стоимости услуги системы бронирования составляет 91,4 евро. По информации "Аэрофлота", авикомпания включает эти деньги в стоимость билета, и перевод в рубли выполняется по курсу IATA, который действует в момент покупки билетов (не уточняется, это курс ЦБ или курс IATA). Например, по курсу 3 декабря, который у IATA и ЦБ будет почти одинаковый, топливо и услуга бронирования за всю поездку будет стоить 5780 рублей. Поскольку объем всех сборов указан в размере 8121 рубля, можно сделать вывод, что еще 2341 рубль составят сборы за обслуживание пассажиров и за безопасность.

Таким образом, в структуре цены на билет "Аэрофлота" валютная часть составляет не менее 45%. В результате роста курса IATA на 13,4%, билет 3 декабря может подорожать как минимум на на 6%.

"В целом, дутая сенсация. Курс IATA менялся так же, как курс евро с начала года. Но никто особенно не раздувал панику по этому поводу", - считает один из специалистов.

По информации "Фонтанки", российские компании, которые принимают участие в ежегодных собраниях IATA, лоббируют перевод порядка валютных пересчетов на ежедневную основу, поскольку при растущем курсе ЦБ им невыгодно работать по зафиксированному на неделю вперед. Так, всю последнюю неделю они пользовались (если пользовались) курсом IATA размером 56 рублей, тогда как 2 декабря официальная стоимость евро превысила 64. Однако, поскольку переход на ежедневную основу должен приниматься единогласно всеми представителями наших авиакомпаний, а у него есть противники, уже 8 лет действует прежняя система.

Вообще же ценообразование авиабилетов все равно остается в большой степени загадкой, поскольку, по мнению некоторых специалистов, перевозчикам невыгодно предметно распространяться на эту тему. Информация, которую получает пассажир "Аэрофлота", покупая билет, также неполная и не дает ясного представления о том, куда пойдут его деньги. Не говоря уже о том, что с каждым этапом бронирования билета его цена увеличивается, а в самом конце, когда нужно только оплатить поездку, к цене автоматически прикручиваются еще 300 рублей страхования от компании "Альфа-страхование". Чтобы отменить страховку, нужно снять галочку в специальном поле. По умолчанию, она стоит, и если торопиться, ее можно не заметить.

Аналогичный по своим параметрам рейс из Петербурга в Париж и обратно авиакомпании Air France стоит на 28 рублей больше, чем у "Аэрофлота", - 12629. Однако доля сборов в двух перелетах превышает аэрофлотовские на 978 рублей и составляет 9099. Причина такого расхождения остается неясной.

Наконец, еще один фактор, который влияет на цену билетов, - рост стоимости авиационного керосина. По данным Росавиации, в марте 2014 года в аэропорту Пулково 2014 года она составляла 31345 рублей за тонну, в августе - уже 32195 рублей, а в декабре - 32395. "Очевидно, что в ближайшей перспективе повышение стоимости топлива ляжет финансовым бременем на основных потребителей услуг отечественной гражданской авиации - пассажиров", - говорилось в августовском сообщении ведомства.

Причины роста цен на керосин, возможно, были связаны с возросшими объемами его экспорта в первом полугодии 2014 года. По данным ФТС, экспорт авиакеросина за шесть месяцев в физическом объеме вырос на 88,4% в сравнении с полугодием 2013 года, то есть почти в два раза. В результате на внутреннем рынке мог образоваться дефицит, который и повлиял на рост цен на 6-7% в 30 крупнейших аэропортах страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка