О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стратегические цели ИКАО

В эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" Президент Совета ИКАО рассказал об основных направлениях деятельности и стратегических целях Международной организации гражданской авиации, ее взаимодействии с Российской Федерацией и о многом другом

Д-р Олумуива Бенард Алиу - пятый по счету Президент Совета ИКАО. В 2005-2013 гг. он был представителем Нигерии в Совете ИКАО и занимал должности дуайена и первого вице-президента Совета, а также председательствовал в ряде основных Комитетов Совета.

С 1988 г. д-р О.Б. Алиу занимал различные руководящие и технические должности во многих областях гражданской авиации и воздушного транспорта Нигерии. Помимо ряда ученых степеней и дипломов в инженерных дисциплинах, он имеет степень кандидата технических наук, получил прекрасную профессиональную подготовку по различным вопросам экономики и организации деятельности воздушного транспорта, является обладателем множества авиационных наград и почетных грамот.

В эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" Президент Совета ИКАО рассказал об основных направлениях деятельности и стратегических целях Международной организации гражданской авиации, ее взаимодействии с Российской Федерацией и о многом другом.

- Господин Президент, с чем связана необходимость создания Международной организации гражданской авиации? В чем, по Вашему мнению, заключается роль ИКАО в консолидации усилий международного авиационного сообщества, направленных на обеспечение безопасности, упорядоченности и экономической эффективности международного воздушного транспорта?

Рост международного воздушного транспорта в период между Первой и Второй мировыми войнами наглядно продемонстрировал возможности гражданского воздушного транспорта. К концу Второй мировой войны стало очевидным, что для того, чтобы гражданские авиакомпании, осуществляющие международные перевозки, развивались на безопасной и экономически эффективной основе, необходимо выработать правила, которые бы соблюдались всеми странами и вводились в действие с общего согласия.

В результате в декабре 1944 г. в Чикаго была созвана первая Конференция по международной гражданской авиации с участием ведущих стран мира. На ней была официально принята Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская Конвенция) и определены первые государства, подписавшие ее, а также была создана Временная международная организация гражданской авиации (ПИКАО) для осуществления основных обязанностей, предусмотренных этим соглашением.

ПИКАО была консультативным органом, состоящим из временного Совета и временной Ассамблеи. С июня 1945 г. временный Совет в составе представителей 21 государства-члена проводил на постоянной основе заседания в Монреале (Канада). Первая сессия временной Ассамблеи ПИКАО, предшественницы созываемых раз в три года Ассамблей ИКАО в современном виде, состоялась в Монреале в июне 1946 г.

4 апреля 1947 г. после того, как было получено достаточное количеством грамот о ратификации Чикагской Конвенции, аспекты, обусловливавшие временный характер ПИКАО, утратили свою актуальность, и Организация стала официально именоваться ИКАО.

- Какие традиции и опыт Ваших предшественников на посту Президента Совета ИКАО Вы, уважаемый доктор О.Б. Алиу, продолжаете и развиваете в ходе своей деятельности?

Все предыдущие Президенты Совета ИКАО, находясь на своем посту, играли важную роль в Организации. Каждый из них всегда считал себя обязанным быть основным вдохновителем решений по новым событиям в области международной гражданской авиации на основе консенсуса между нашими многочисленными государствами-членами, достижению которого должна способствовать ИКАО.

В личном плане я, в основном, ориентируюсь на них, как на людей, владеющих высшим дипломатическим искусством и, в целом, огромным опытом, учитывая, что соответствующие и конкретные задачи, которые мы решаем, во многом обуславливаются эпохой, в которой мы работаем. Каждый из них внес бесценный вклад в ИКАО и гражданскую авиацию в целом и, несомненно, я также стремлюсь к этому.

- В чем заключаются основные стратегические цели ИКАО и механизмы их реализации в настоящее время?

В прошлом году на 38-й сессии Ассамблеи был принят ряд важнейших резолюций и решений, призванных объединить усилия всех заинтересованных сторон, будь то правительства или отраслевые ассоциации, на реализации стратегий, которые помогут нам успешно справиться со стоящими перед нами непростыми задачами. Ассамблея утвердила пять стратегических целей Организации, которыми являются "Безопасность полетов", "Аэронавигационный потенциал и эффективность", "Безопасность полетов и упрощение формальностей", "Экономическое развитие воздушного транспорта" и "Охрана окружающей среды".

На этой Ассамблее были также одобрены пересмотренные и согласованные друг с другом Глобальный план обеспечения безопасности полетов (ГПБП) и Глобальный аэронавигационный план (ГАНП). Они теперь стимулируют дальнейший прогресс благодаря определенным в них средствам и целям, позволяющим ИКАО, государствам-членам и авиационным партнерам прогнозировать рост объемов воздушного движения и обеспечивать безопасность в условиях такого роста.

В ближнесрочном плане новый ГПБП требует от государств создания к 2017 г. эффективной системы контроля по обеспечению безопасности полетов. В среднесрочном плане основное внимание будет уделяться государственным программам по безопасности полетов и системам управления безопасностью полетов, а долгосрочной целью является внедрение систем управления рисками для безопасности полетов с большим упором на прогнозирование.

В свою очередь, новый Глобальный аэронавигационный план предусматривает увязанные с пропускной способностью и эффективностью целевые показатели, которые достаточно подробно изложены в согласованных государствами и отраслью элементах блочной модернизации авиационной системы (ASBU). Очередность реализации целевых показателей увязана с эксплуатационными усовершенствованиями, а конечные результаты включают все необходимые нормативные положения, процедуры, технологии и требования к подготовке персонала. Наше Аэронавигационное управление, как и прежде, активно работает на упреждение путем подготовки для государств материалов по тематике ГАНП и ASBU в виде индивидуальных электронных комплектов по вопросам внедрения (I-Kits).

На 38-й сессии Ассамблеи подавляющим большинством была поддержана также новая стратегия в области авиационной безопасности, которая теперь в большей степени ориентирована на наращивание потенциала и сотрудничество с другими международными организациями, такими, как ИНТЕРПОЛ и Всемирная таможенная организация, в интересах повышения безопасности пассажиров и авиагрузов.

Важными элементами нашей новой стратегии в области авиационной безопасности является также упрощение формальностей и Программа ИКАО по идентификации пассажиров (TRIP). Это призвано уменьшить влияние более строгих мер авиационной безопасности на авиатранспортные операции и сделать так, чтобы меры авиационной безопасности и воздушные путешествия в целом не создавали дополнительных неудобств пассажирам.

В области охраны окружающей среды Ассамблея вновь поддержала разработанный ИКАО комплекс мер, включающий авиационные технологии, эксплуатационные меры и эффективную организацию воздушного движения, использование устойчиво производимых альтернативных видов авиационного топлива и рыночные меры. Осуществляется разработка к 2016 г. нового авиационного стандарта на CO2, а при ведущей роли Консультативной группы Совета по охране окружающей среды и поддержке со стороны Комитета ИКАО по охране окружающей среды от воздействия авиации разрабатывается глобальная система рыночных мер. Она будет представлена на 39-й сессии Ассамблеи в 2016 г. В 2015 г. мы проведем во всех регионах ИКАО серию диалогов с обменом мнениями по этой системе.

В области экономического развития воздушного транспорта мы продолжаем подчеркивать роль гражданской авиации в качестве катализатора, способствующего развитию туризма, расширению рыночных возможностей и открытию глобальных рынков для субъектов хозяйственной деятельности и потребителей.

Глобализация и распространение либерализации мировой экономики заставляют нас принимать и внедрять прагматические стратегии в отношении доступа к рынкам, владения авиаперевозчиками и контроля над ними, справедливой конкуренции, налогов и сборов и защиты интересов потребителей.

И в этой области ИКАО предоставляет серию получивших одобрение во всем мире ресурсов с целью ориентировать государства и регионы в процессе либерализации. Мы также завершаем разработку международного соглашения, которым государства будут руководствоваться в вопросах либерализации доступа к рынку и владения авиаперевозчиками и контроля за их деятельностью, а также аналогичное соглашение в области грузовых авиаперевозок. В сфере защиты интересов потребителей мы разработали набор основных принципов, которыми руководствовались бы государства и другие заинтересованные стороны.

- Не могли бы Вы, господин Президент, оценить и прокомментировать роль и участие Российской Федерации в работе ИКАО?

Российская Федерация играет весьма значимую роль в ИКАО и Совете ИКАО. Представляемые ею рекомендации и документы всегда получают высокую оценку как со стороны самой ИКАО, так и со стороны 35 других государств со всего мира, которые имеют честь работать вместе с ней в Совете Организации. Для сведения ваших читателей хочу отметить, что Совет является основным руководящим органом Организации в период между нашими созываемыми раз в три года Ассамблеями, на которых собираются представители 191 государства-члена нашей Организации.

- Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве между ИКАО и Межгосударственным авиационным комитетом, ведомствами гражданской авиации Российской Федерации и других стран, входивших ранее в Советский Союз, в том числе в рамках регионального проекта ИКАО-МАК RER/01/901? Хотел бы проинформировать Вас, что наш журнал регулярно публикует материалы о мероприятиях, проводимых в рамках этого проекта.

Действительно, в рамках ИКАО осуществляется широкое и взаимовыгодное сотрудничество с Российской Федерацией и другими нашими государствами-членами, как в прошлом, когда Россия была частью СССР, так и в последнее время. С течением лет в ИКАО по разным направлениям работало много граждан России, которые внесли важный вклад в нашу деятельность по выработке Стандартов и Рекомендуемой практики.

В исторической ретроспективе следует напомнить, что СССР присоединился к ИКАО в 1970 г., а вскоре после этого русский язык был принят в качестве одного из шести официальных языков Организации. Трое ученых из государств-членов СНГ удостоились наивысшей награды ИКАО и стали лауреатами премии имени Эдварда Уорнера: это д-р Александр Федотович Аксенов (1985 г.), д-р Татьяна Григорьевна Анодина (1997 г.) и г-н Петр Васильевич Балабуев (2001 г.).

Позднее ИКАО с готовностью оказала помощь в создании двух субрегиональных центров по авиационной безопасности, которые были открыты в 1990-х гг. в Москве и Киеве. Я хотел бы также отметить, что в начале 2000-х гг. Российская Федерация активно поддержала инициативу ИКАО по созданию Международного механизма финансирования в целях безопасности полетов, т. е. фонда ММФБП.

Но наиболее впечатляющим является долгосрочное сотрудничество ИКАО с государствами-членами СНГ в рамках совместного регионального проекта ИКАО и Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по безопасности полетов (RER/01/901), соглашение о котором было подписано нашими организациями в 2000 г. В течение всего прошедшего после этого времени проект успешно функционирует и в настоящее время активно поддерживается компанией Airbus. К настоящему времени в многочисленных мероприятиях, таких как семинары, практикумы, конференции и симпозиумы, организованных по соглашению RER/01/901, приняло участие более 8000 авиационных специалистов из стран-членов СНГ.

В 2014 г. ИКАО и Российской Федерацией в рамках этого проекта было организовано три региональных мероприятия по безопасности полетов, которые прошли, соответственно, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке. Кроме того, в штаб-квартире Межгосударственного авиационного комитета были проведены семинары по эксплуатационным вопросам, связанными с воздушными судами компании Airbus, в ходе которых были рассмотрены такие темы, как работа с данными в рамках Системы управления безопасностью полетов (СУБП), ознакомление с документацией, влияние человеческого фактора и противообледенительные операции.

Конечно же, ИКАО всегда готова к расширению сфер своего практического сотрудничества в области гражданской авиации со всеми своими государствами-членами, включая государства Восточной Европы. Мы открыты к рассмотрению возможностей дальнейшего сотрудничества с МАК в будущем. В 2015 г. в рамках действующего проекта будет уделяться повышенное внимание вопросам наращивания потенциала и подготовки персонала в свете особого значения, которое вновь уделяется этим приоритетным вопросам в рамках новой кампании под названием "Ни одна страна не остается без внимания".

- Каковы цели и задачи ИКАО на среднесрочную и долгосрочную перспективу?

Одна из них заключается в обеспечении того, чтобы Стандарты и Рекомендуемая практика (SARPS), содержащиеся в наших 19 Приложениях, были актуальны и действительно отражали нынешние эксплуатационные условия в самом широком смысле.

Мы также должны делать больше по линии оказания государствам помощи по внедрению SARPS и контролю за их соблюдением. Это, пожалуй, самая трудная и сложная задача, но при этом, возможно, и самая важная. Я твердо убежден в том, что полное и последовательное соблюдение SARPS является обязательным условием для совершенствования всех аспектов безопасной, надежной и устойчивой авиационной системы.

По мере разработки новых SARPS мы должны обеспечивать наличие соответствующих руководящих принципов, инструктивного материала и оказывать помощь в наращивании потенциала для их эффективного внедрения. Единообразное соблюдение Стандартов во всем мире позволяет нам поддерживать статус воздушного транспорта как самого безопасного и наиболее эффективного вида транспорта, используемого гражданами и предпринимателями наших 191 государства-члена.

Во время моих поездок по миру государства продолжают обращаться ко мне с просьбами об оказании им помощи в реализации SARPS, в том числе в части подготовки персонала и наращивания потенциала. И именно этот вопрос мы обсуждали на состоявшемся ранее в этом году первом в истории ИКАО выездном заседании Совета, на котором было решено, что Организации следует предпринять максимум усилий для того, чтобы в этом отношении "ни одна страна не осталась без внимания", о чем я упоминал выше. В дальнейшем именно этим девизом мы будем руководствоваться в своей работе.

Что касается разработки новых положений для Приложений, то ИКАО в настоящее время делает первые шаги в области гражданских космических полетов и работает с соответствующими правительствами и заинтересованными сторонами с целью определить, в чем может заключаться наша роль в дальнейшем по мере решения практических вопросов в этой сфере. И, конечно, мы достаточно далеко продвинулись в разработке нашего первого набора Стандартов в области дистанционно управляемых авиационных систем (ДПАС).

- Господин Президент, благодарю Вас, что Вы нашли возможность дать обстоятельное и интересное интервью журналу "АвиаСоюз". Разрешите пожелать Вам успехов в Вашей ответственной деятельности на благо международной гражданской авиации!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка