Красная звезда
12 июля 2002, 12:20
Возвращение в Европу
Возвращение РСК "МиГ" на европейский рынок явилось знаковым событием, подтвердившим высокий потенциал самолета и его преимущества с экономической точки зрения при сравнимой с конкурентами эффективности. На вооружении ВВС Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, Словакии насчитывается 120 самолетов МиГ-29 в различной степени боевой готовности, причем 60 машин были поставлены уже после распада Советского Союза. Все эти страны сейчас находятся на этапе перехода на западные стандарты. Польша и Венгрия уже вступили в НАТО. Что касается остальных трех стран, этот шаг им предстоит, начиная с 2003 года. Чтобы довести МиГ-29 до натовских стандартов, на истребителях должны быть установлены система опознания "свой-чужой", новые навигационные системы, оборудование связи и дополнительные топливные баки для увеличения дальности полетов и, безусловно, необходимо продление ресурсов двигателей и планеров. Поэтому нужно определить, каким образом организовать и провести их ремонт и адаптацию. У российских же специалистов накопился многолетний опыт обслуживания МиГ-29 германских ВВС.
Практика показывает, что участие непосредственных разработчиков и производителей в модернизации самолетов позволяет избежать ошибок, которые могут привести к нежелательным последствиям. Об опасности проведения работ на боевой авиатехнике без российских инженеров говорит и то, что, например, самолеты, модернизированные по подобному принципу, часто терпят аварии по причинам технического характера.
Для сохранения боевой эффективности самолета и соответствия различным требованиям европейских заказчиков РСК "МиГ" разработала унифицированную программу обслуживания, а также модульную модернизацию парка истребителей этого семейства с привлечением национальной промышленности стран-эксплуатантов. Результаты проделанной работы в этом направлении не заставили себя ждать. В августе 2001 года корпорация "МиГ" выиграла тендер на восстановление летной годности МиГ-29 венгерских ВВС, а в октябре уже были подписаны контракты. Было достаточно сложно убедить венгерскую сторону выбрать наш вариант и отказаться от подержанных F-16, но экономический фактор победил все остальные.
В конце 2001 года болгарское правительство объявило международный тендер на восстановление находящихся на вооружении ВВС МиГ-29. На участие в тендере подавали заявки пять компаний, в том числе и РСК "МиГ". 26 марта 2002 года мы подписали контракт с министерством обороны Болгарии. И вот наконец со Словакией подписан рамочный контракт и четыре дополнительных соглашения на восстановление летной годности парка истребителей МиГ-29, находящихся на вооружении ВВС Словакии.
Ремонт самолетов, продление ресурсов и адаптация под стандарты НАТО и требования ИКАО - это тот минимальный комплекс работ, который предстоит выполнить с парком МиГ-29 этих стран, но мы пошли дальше. МиГ-29 при соответствующей модернизации не устареет еще как минимум 20-25 лет. РСК "МиГ" предлагает широкий выбор вариантов модернизации, позволяющей ВВС любой страны получить самолет, который необходим им в конкретных условиях применения, чтобы добиться максимального увеличения потенциала военно-воздушных сил. "Идеология" модернизации заключается в придании МиГ-29 принципиально новых боевых качеств и значительном увеличении боевого радиуса действия при минимальных затратах.
У многочисленных эксплуатантов самолета самые разные требования к модернизации своих самолетов, что вполне естественно. Поэтому модернизацию мы делаем по любой просьбе заказчика. Один заказчик говорит, что нужно модернизировать только систему управления вооружением (СУВ), другой - и СУВ, и топливную систему, и систему навигации, и работать в стандартах НАТО. Поэтому мы сделали модульную модернизацию. То есть модернизация самолетов в вариант СМТ состоит из нескольких модулей.
Первый модуль - это модернизация системы управления вооружением. Вместо модернизированной РЛС Н - 019МЭ устанавливается станция нового поколения "Жук-М", как в корабельном варианте, так и варианте МRСА. Это значительно повышает эффективность использования новейших ракет класса "воздух - воздух" и "воздух - поверхность".
Арсенал управляемого оружия самолета дополнен противокорабельными ракетами с активной головкой самонаведения, противорадиолокационными ракетами. При подвеске контейнера с оптико-лазерной аппаратурой самолет может применять ракеты класса "воздух - поверхность" и управляемые бомбы КАБ-500Л с лазерными головками наведения. Благодаря этому МиГ-29 превращается в многофункциональный истребитель, способный действовать и по воздушным, и по наземным целям. По оценкам специалистов,
МиГ-29СМТ, оснащенный двумя ракетами Х-29Т или четырьмя бомбами КАБ-500Кр, при решении ударных задач имеет боевую эффективность, равную эффективности многоцелевого истребителя F-16С, и превосходит по критерию "эффективность-стоимость" самолеты F/А-18С и Mirage 2000-5.
Второй модуль - это улучшение топливной системы и увеличение внутреннего запаса топлива. Внутренний запас топлива на МиГ-29СМТ увеличен на 950 л за счет применения накладного бака за кабиной пилота. Емкость подвесного топливного бака возросла на 500 л. Перегоночная дальность полета с тремя ПТБ и двумя ракетами Р-73 для самообороны возросла до 3.000 км, а с одной дозаправкой в воздухе дальность может быть увеличена до 5.400 км. Кроме того, самолет получил улучшенную топливную систему с новой цифровой системой топливоизмерения.
Третий модуль - модернизированное информационно-управляющее поле кабины пилота и цифровая система автоматического управления. Он максимально унифицирован с корабельной версией. К примеру, также используются два многофункциональных цветных индикатора на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением и два многофункциональных пульта управления с монохромными жидкокристаллическими дисплеями. Соответствие цифровых средств стандарту MIL-STD-1553В позволяет комплектовать самолет тем или иным оборудованием в соответствии с желанием и финансовыми возможностями конкретного заказчика. За счет изменения встроенной системы контроля, применения системы "Карат" и наземной системы НАСК на МиГ-29СМТ удалось существенно снизить стоимость жизненного цикла самолета.
Модернизацию МиГ-29 предполагается проводить на базе заказчика, а уровень модернизации будет зависеть от требований конкретного пользователя самолетов. В результате модернизированный самолет сможет выполнять функции ударного многофункционального истребителя и иметь такую же номенклатуру вооружения, как и корабельный МиГ-29К, но размещенную на 7 узлах наружной подвески. При этом два узла могут быть заняты подвесным баком и контейнером с системой лазерного наведения или контейнером системы постановки активных помех. Эффективность самолета при работе по воздушным целям возрастет в 1,8-2,2 раза, а при работе "по земле" - более чем в 3,5 раза по сравнению с обычным МиГ-29....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
