Коммерсантъ FM
22 декабря 2014, 14:20
"Неуверенность чувствуют все российские авиакомпании"
Совокупный убыток российских перевозчиков по итогам этого года может вырасти в шесть раз и составить около 30 млрд руб.
"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. А также, насколько успешны их действия с точки зрения потребителя. Прямо сейчас - об авиаотрасли.
Из-за проблем в экономике неуверенность чувствуют все российские авиакомпании. Достаточно тяжело наметившийся кризис переживает и первая пятерка перевозчиков. В трех из них ситуация действительно тревожная. Так, к 16 декабря долг "ЮТэйр" составил почти 170 млрд руб. Компания планирует существенно сократить самолетный флот и уменьшить маршрутную сеть. Общая задолженность "Трансаэро" к сентябрю достигла 125 млрд. Этот перевозчик, в частности, откладывает закупку новых воздушных судов.
Высокая долговая нагрузка крупных участников отрасли возникла не сейчас. Обвал рубля лишь усугубил положение авиакомпаний: они летают на импортных самолетах и платят за лизинг в валюте. Наложилось и банкротство туроператоров, и дополнительные затраты на облет Украины. А падение спроса сделало очевидным тот факт, что авиапарк российских перевозчиков неоправданно раздут. При этом уменьшить количество свободных кресел непросто, отметил заместитель гендиректора инвесткомпании "Регион" Анатолий Ходоровский.
"Авиакомпании - бизнес достаточно капиталоемкий. В нем невозможно очень быстро нарастить провозные емкости и точно также невозможно их сократить. Естественно, что никто, по большому счету, на падение спроса не рассчитывал. Ситуация была обратная: на протяжении целого ряда лет темпы роста отрасли были существенно выше, чем темпы роста ВВП. Мы радовались, не понимая, что загоняем себя сами в ситуацию, когда малейшее изменение приведет к серьезным последствиям", - отметил Ходоровский.
В начале декабря глава "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил о том, что российским авиакомпаниям надо договориться об отказе от эксплуатации части самолетов. Цены на билеты вырастут, но и перевозчики перестанут работать в убыток. Правда, инициатива должна получить одобрение антимонопольной службы. Авиаотрасль замерла в ожидании сокращений персонала. Массовых увольнений пока не наблюдается, но изменения в кадровой политике уже очевидны, заявила гендиректор компании "Авиаперсонал" Анастасия Мирошниченко.
"Сократились запросы работников отрасли в сторону уменьшения требований по зарплатам, по соцпакетам. У компаний резко повышаются требования к компетенциям профессионала. Теперь руководитель за те же деньги уже выполняет гораздо больше функций. Производительность труда резко начинает увеличиваться", - пояснил Мирошниченко.
Бизнес-авиация со снижением спроса столкнулась еще в марте, на фоне событий вокруг присоединения Крыма. Некоторых премиальных клиентов это коснулось напрямую: одни потеряли на Украине деньги, против других ввели санкции, третьи просто решили затаиться. Конкуренция в этом сегменте резко выросла. В такой ситуации компания должна предложить особое обслуживание, уверен управляющий директор клуба "Бизнес Авиация" Андрей Калинин.
"Мы внедрили новые услуги, в том числе, и travel, когда они берут у нас самолет, мы им предлагаем еще и аренду яхт, вилл и так далее. Это начало пользоваться спросом на фоне того, что на рынке именно travel-услуг надежных игроков стало намного меньше. Плюс больше времени стали уделять общению с клиентами по выполнению каких-то нестандартных задач", - считает Калинин.
Низкобюджетному перевозчику "Победа", который пришел на смену "Добролету", слабый рубль может обеспечить рост продаж. Сообщается, что тарифы лоукостера на 20-40% ниже классических авиакомпаний. Число направлений, по которым летает "Победа", в следующем году должно увеличиться до 30. На самолеты перевозчика пересядут многие пассажиры поездов и междугородних автобусов, прогнозирует представитель компании Максим Фетисов.
"Когда мы запускали направление в Белгород, мы видели то, что это направление у пассажиров не очень пользуется спросом, сейчас же по этому направлению у нас загрузка порядка 60-70%. Наличие недорогой перевозки стимулирует спрос. Причем, мы стимулируем спрос не только переманивая пассажиров других авиакомпаний, но еще добавляются пассажиры, которые пользовались альтернативным транспортом", - рассказывает Фетисов.
По словам аналитиков, грамотную стратегию в последние годы реализовывала авиакомпания S7. Предыдущий кризис научил перевозчика не гнаться за долей рынка. Еще в середине этого года некоторые игроки из первой пятерки строили грандиозные планы по расширению своего парка. А S7 увеличивать флот не собиралась и сейчас входит в новый год без балласта долгов. Из-за проблем в экономике неуверенность чувствуют все российские авиакомпании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
