Труд
24 декабря 2014, 08:49
Что высветил пылающий Falkon
Катастрофа показала, что даже в главном аэропорту страны есть серьезные проблемы с безопасностью
Ответ готовят правоохранительные органы, которые третий месяц занимаются расследованием обстоятельств трагедии. Перед глазами следователей открывается картина, заставляющая опешить видавших виды экспертов. "Мне больно и горько смотреть на то, что происходит в нашей авиации, - признался глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин в Совете Федерации. - Аппаратура старая, за пультом управления зачастую сидят стажеры..."
Если далекие от отрасли люди могут себе позволить удивляться, то для посвященных такая ситуация в гражданской авиации никакое не откровение. Специалисты в сфере безопасности полетов уже не раз били тревогу по этому поводу.
В распоряжении "Труда" оказалось обращение ветеранов отрасли, отправленное еще семь лет назад тогдашнему министру транспорта Левитину. Документ особенно актуален сейчас, поскольку содержит хронологию происшествий в крупных аэропортах в декабре 2007 года. Именно в канун новогодних праздников, как признавался вице-президент профсоюза авиа-диспетчеров России Андрей Булин, на плечи сотрудников мос-ковского центра управления воздушным движением ложится колоссальная нагрузка. Диспетчерам порой приходится обслуживать до 60 бортов в час и даже более, то есть нормативные нагрузки превышаются в полтора-два раза. Не трудно догадаться, чем может обернуться малейшая потеря концентрации. Итак, выдержки из документа, фиксирующие ЧП на взлетной полосе.
16.12. В Шереметьево при подготовке Ил-96 к вылету произошло повреждение автомобилем воздухозаборника двигателя.
17.12. Во Внуково топливозаправщиком повреждены элерон и законцовка крыла Ту-134.
19.12. Во Внуково автотрапом повреждена обшивка самолета Ту-134 в районе входной двери.
23.12. В Пулково при подъезде топливозаправщика к Ту-154 поврежден фюзеляж самолета.
25.12. В Шереметьево при движении по перрону водитель автомобиля повредил законцовку крыла Ту-154.
25.12. В Домодедово при проведении технического обслуживания "Боинга-747" во время подъема вышки СПО-15 произошло столкновение корзины вышки с левой половиной руля высоты.
26.12. В Домодедово при проведении технического обслуживания на "Боинге-747" произошло самопроизвольное опускание стрелы транспортного средства на левое крыло...
За каждым таким ЧП - задержки рейсов, нервничающие пассажиры и уставшие пилоты, сбои в расписании вылетов и дополнительная нагрузка на органы управления воздушным движением. Одной гражданской авиации, подчеркивали авторы письма, с этим бедствием не справиться. Наведением порядка должны заниматься все надзирающие и контролирующие органы - от транспортной полиции до прокуратуры и ФСБ. Тщательное совместное расследование, разработка мероприятий по предупреждению происшествий, наказание виновных и предание гласности материалов расследований - только так можно покончить с подобными ЧП и избежать трагедий...
Ответа на послание министру транспорта авторы не дождались. Сегодня ведомство возглавляет другой человек, но системные недостатки остались. В том числе имеющие чисто российскую специфику. В концепции авиационной безопасности, принятой на вооружение Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), четко сказано: предотвращением происшествий должны заниматься первые лица, не передоверяя эту ответственность никому. А в нашей гражданской авиации уже четверть века найти первое лицо невозможно - отраслью управляют аж пять госструктур: Минтранс, Росавиация, Ространснадзор, Росаэронавигация и МАК. Сегодня авиаперевозчики при решении любых вопросов должны стучаться в разные двери. Функции же между ведомствами размыты, что, конечно, влияет не только на безопасность, но позволяет чиновникам уходить от ответственности и прокладывает дорогу к коррупции.
Профессор Института международных транспортных коммуникаций, эксперт ИКАО и комитета по транспорту Госдумы Виталий Бордунов считает, что Воздушного кодекса недостаточно для регулирования деятельности аэропортов и аэродромов. За последние 20 лет специалисты подготовили семь (!) проектов Закона об аэропортах, но всякий раз они ложились под сукно. Правовой вакуум и отсутствие должного контроля ведут к фактической "бесхозности" аэропортов и аэродромов. Счетная палата в 2012 году, проверяя Домодедово и Шереметьево, обнаружила эту удивительную правовую аномалию и предложила Минтрансу ее устранить. С тех пор не изменилось ничего. Отсутствие четких директив со стороны государства эксплуатантам аэродромов, какой именно должна быть система управления взлетом и посадкой, следует также отнести к перманентным "факторам риска".
Вопрос в том, хватит ли духу у следователей, расследующих громкую катастрофу бизнес-джета Falkon, так глубоко копнуть. Ведь проще найти стрелочников из тех, кто подвернулся. Пока под раздачу попали водитель снегоуборщика и четверо сотрудников: ведущий инженер аэродромной службы, руководитель полетов, два авиадиспетчера. Когда стало ясно, что трагедия получила резонанс в верхах, подали в отставку гендиректора аэропорта вместе с замами. И все на этом?
Параллели
30 лет назад в аэропорту Омска Ту-154 при посадке столкнулся со снегоуборочной машиной. Катастрофа унесла жизни 179 пассажиров и членов экипажа. За решеткой оказались все непосредственные виновники ЧП. Запись в трудовой книжке о неполном служебном соответствии получили многие высокие чиновники, а начальник Центрального управления воздушным движением Гражданской авиации лишился должности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции