О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Интервью Генерального директора аэропорта Шереметьево Михаила Василенко агентству "Интерфакс"

Долговая нагрузка у "Шереметьево", к сожалению, в валюте - гендиректор аэропорта

Идея властей консолидировать государственные и частные активы "Шереметьево" практически реализована. В начале декабря Росимущество сообщило, что все необходимые документы будут внесены в правительство до конца года. Позицией "Шереметьево" относительно предстоящей консолидации поделился с "Интерфаксом" гендиректор аэропорта Михаил Василенко. В своем интервью он также рассказал о бюджетном финансировании, о развитии северной зоны и вехах строительства новой взлетной полосы.

- В преддверии наступающего Нового года хочется начать с подведения итогов уходящего. В целом, каким этот год стал для "Шереметьево"?

- Хороший год. Мы сделали многое, продолжает удачно реализовываться программа по инвестиционному развитию, мы далеко продвинулись по поручениям президента РФ, в том числе и по консолидации. Была проделана большая работа по подготовке к концессии. Предварительно в первом квартале мы будем уже выходить на конкретный договор.

- Можете сейчас оценить пассажиропоток за 2014 год?

- По предварительным данным, мы обслужим около 31,5 млн пассажиров.

- В начале года прошла Олимпиада, тогда огромная нагрузка легла на аэропорт в Сочи. Во время Чемпионата мира по футболу 2018 года нагрузка ляжет уже на аэропорты Московского авиаузла. Как вы сейчас оценивает готовность "Шереметьево" к проведению турнира такого масштаба?

- Многое надо сделать, для того, чтобы предоставить как можно больше комфортных услуг пассажирам, болельщикам, которые будут к нам летать. Во время Олимпиады основным авиаперевозчиком был "Аэрофлот" . Вот 80% от объема авиаперевозок, который выполнила авиакомпания, прошло через "Шереметьево". Работа нормальная, абсолютно понятная. Я думаю, что так же будет складываться работа во время Чемпионата мира по футболу. До 2018 года вместе с государством нам надо построить полосу, терминал, туннель, железнодорожную ветку. Но в плане опыта работы и всего остального, справимся, чего уж там!

- Недавно "Аэрофлот" в своем ежеквартальном отчете сообщил, что может рассмотреть возможность переноса части операционной деятельности в другой аэропорт МАУ. Это может произойти, если будут сдвинуты сроки ввода третьей ВПП в "Шереметьево". Как вы оцениваете проект, можно ли сейчас говорить о том, что работа закончится в срок?

- Что я могу сказать? Во-первых, надо достроить полосу. Во-вторых, "Аэрофлот" имеет очень серьезные темпы роста. Рост пассажиропотока и инфраструктурные изменения находятся несколько в разных плоскостях. Инфраструктурные изменения занимают годы, а рост пассажиропотока иногда и в месяцы укладывается.

- И все же, как вы оцениваете сроки строительства полосы? Успеваете?

- Строительство должны завершить к концу 2017 года. Есть такое понимание, есть поручение президента, мы все будем стремиться уложиться в сроки.

- Когда вы ожидаете финального решения по долям государства и частных инвесторов в консолидированном "Шереметьево"? Уже понятно, каковы будут доли?

- По долям сейчас невозможно сказать. Сначала должен быть указ президента по снижению доли государства в "Шереметьево" до какой-то определенной цифры. Сейчас готовятся документы, и все решает собственник. После этого будет оценка "Шереметьево" и тех компаний, которые входят в периметр консолидации.

- А что говорят консультанты, которые работают с вами?

- Работал консультант со стороны Росимущества, работал наш консультант - крупнейшие банки - Deutsche Bank, Morgan Stanley, J.P. Morgan. Они очень подробно рассматривали, как они это видят. Но за последние полтора месяца столько произошло в экономике...

В общем, это скажет конкретный оценщик, которого наймет Росимущество, он уже определит, сколько будет и как.

-Кризис и отсутствие возможности привлекать деньги за рубежом как-то повлияют на сроки реализации проекта в северной зоне аэропорта?

- Предприятие, которое будет заниматься развитием северной зоны, создано более полугода назад, сформирован уставный капитал. Сделано много работы, есть предварительный бюджет инвестиционных проектов, акционерные соглашения с инвестором, подготовлена вся документация. Сейчас "АДПИ инженери" (российское представительство французской компании ADP - ИФ) делает архитектурно-функциональную концепцию. Мы ничего не меняем, деньги есть, мы с инвестором все скоординировали. Вопрос, где сейчас искать деньги, у нас не стоит.

- В конце ноября стало известно, что "Домодедово" попросило уравнять бюджетное финансирование развития инфраструктуры МАУ, чтобы не было дискриминационного распределения средств в пользу "Шереметьево" и "Внуково". Как вы относитесь к этой инициативе?

- Если мы возьмем последние полчаса, наверное, я выпил больше чашек кофе, чем вы. А вот если мы возьмем за день, то я уже не уверен, а если за месяц, то тем более не уверен. Когда говорят об уравнивании инвестиций, то очень удобно выбрать тот период, когда у тебя было меньше и не брать в расчет тот период, когда у тебя было больше. Почему во "Внуково" и "Шереметьево" стали вкладывать деньги после 2005 года? Потому что инвестиции в аэропорт "Домодедово" до этого были гораздо больше. В "Шереметьево" не вкладывалось ни копейки около 25 лет.

- Значит во "Внуково" и "Шереметьево" нужно вкладывать больше?

- Государство услышало все просьбы, все претензии аэропортов и определило финансово-целевую программу. Столько-то досталось "Внуково", столько-то - "Шереметьево", столько-то - "Домодедово". Все. Больше государство денег не выделяет. Вы думаете, "Внуково" или "Шереметьево" не хочется получить больше денег? Конечно, хочется.

Государство вложило деньги во "Внуково", там есть терминальный комплекс, существенный аэродромный комплекс, много сделано для обеспечения перевозок, это очень здорово. Но если деньги размазывать ровно, как по большому бутерброду маслом тоненько, то, наверное, и будет сделано совсем чуть-чуть. Какие-то средства вложат и в "Шереметьево", если не будет хватать, нам обещают выделить деньги из ФНБ (Фонд национального благосостояния - ИФ) на возвратной основе. Я не против "Домодедово", ни в коем случае, но решение уже принято.

- Сейчас все три аэропорта МАУ развиваются самостоятельно. На ваш взгляд, в будущем имеет смысл возвращаться к вопросу об их объединении, корпоративном или на уровне единого управления?

- Это сложный вопрос. Пусть решает собственник, правительство. У каждого аспекта объединения и необъединения есть свои положительные стороны. Если нет объединения, это существенная конкурентная основа внутри, есть возможность для того, чтобы авиакомпании выбирали между тремя аэропортами. Если есть объединение, то решаются конфликтные вопросы, которые связаны с организацией воздушного пространства, и так далее. Тут много аспектов. Для того чтобы уверено говорить, надо все точно подсчитать.

- Как вы переживаете колебания валют, которые происходят в последнее время?

- Ситуация с кредитами тяжелая. Долговая нагрузка у нас в валюте. К сожалению, она в валюте. У нас два года назад было решение наблюдательного совета ВЭБа по снижению ставки, вот до сих пор ведем переговоры.

- Сейчас многие говорят о грядущем кризисе, не накопили ли авиакомпании долгов перед аэропортом?

- Нет. Пока все в рамках операционной деятельности.

- Новый лоукостер "Аэрофлота" - "Победа" выбрал "Внуково" как базовый аэропорт, хотя ранее назывался "Шереметьево".

- Компания не собиралась у нас базироваться, мы могли ей предложить летать из "Шереметьево" только до февраля. Тут два аспекта: если "Победа" летала бы из "Шереметьево", то она "съела" бы часть пассажиропотока "Аэрофлота", а после того, как мы перевели бы ее в терминал D, откуда летает "Аэрофлот", это вообще был бы "каннибализм". Наверно это правильно, что "Аэрофлот" принял решение перевести "Победу" во "Внуково". Хотя, это тоже не до конца. Для "Победы" нужен другой аэропорт, бюджетный, где ставки ниже.

- Вы продаете акции "Терминал Владивосток" и "Международный аэропорт Владивосток". Действительно ли вы объявили новый конкурс из-за того, что не устроила цена от претендентов?

- Конверты уже вскрыты, предложения участников находятся в стадии анализа. Далее потребуется обсуждение с советом директоров и собственником. На принятие решения есть 20 дней.

- Сколько претендентов?

- Четверо: "Аэропорты регионов", "Аэроинвест", "Новапорт" и "Базэл Аэро".

- Сейчас рассматривается дерегулирование тарифов в аэропортах Москвы. Многие авиакомпании выступают против этой инициативы, что, наверное, логично. А что скажут аэропорты? Стоит авиакомпаниям волноваться об очередном повышении тарифов?

- Я понимаю авиакомпании. Но есть второй выход, нужно начать регулировать стоимость авиабилетов, тогда станет понятно, почему регулируется стоимость тарифов. Если не регулируется стоимость билетов, то это инициатива в пользу авиакомпаний, чтобы они больше зарабатывали. Аэропорту важно вкладывать деньги в себя, качество стоит очень дорого, создание инфраструктуры - это тоже дорого. Поэтому если в угоду прибыльности одного партнера удерживать прибыльность другого, то тогда развития не будет. А конкурентная основа она все время есть....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финмаркет». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка