Коммерсантъ - Казань
13 января 2015, 10:20
"Ак барс аэро" стало ближе к земле
Из-за падения курса рубля и сокращения пассажиропотока татарстанская авиакомпания "Ак барс аэро" прекращает регулярные рейсы
ОАО "Ак барс аэро" с 14 января на неопределенный срок приостанавливает летную деятельность. Среди причин прекращения полетов резкий спад пассажиропотока, а также повышение курса иностранной валюты. Последнее, по сообщению компании, повлекло увеличение лизинговых платежей, удорожание технического обслуживания воздушных судов, повышение стоимости обучения и переподготовки летного состава в зарубежных учебных центрах. "Выполнение рейсов становится нерентабельным. Таким образом, целесообразнее частично или полностью прекратить производство полетов, чтобы не генерировать убытки", - констатируют в ОАО.
Напомним, "Ак барс аэро" создано в 2010 году на базе ОАО "Бугульминское авиапредприятие". 100% уставного капитала компании принадлежит холдингу "Ак барс". По итогам 2013 года авиакомпания "Ак барс аэро" перевезла 388 тыс. пассажиров, выручка составила 3,5 млрд руб., чистая прибыль - 4,7 млн руб. На начало прошлого года кредиторская задолженность компании превышала 5,3 млрд руб.
Отметим, до конца 2013 года "Ак барс аэро" занималось преимущественно бизнес-перевозками (сейчас это направление передано ООО "Авиасервис", контролируемому правительством Татарстана) и техническим обслуживанием судов. Однако после закрытия АК "Татарстан", когда из-за крушения Boeing в казанском аэропорту у той был отозван сертификат эксплуатанта, компания "Ак барс аэро" стала основным регулярным перевозчиком в республике. Ей были переданы большинство магистральных рейсов "Татарстана". Кроме того, в 2014 году ОАО "Ак барс аэро" стало главным региональным перевозчиком в Приволжском федеральном округе (ПФО) вместо АК "Татарстан". Компания получила около 60% местных рейсов, которые субсидируются из федерального и регионального бюджетов. Остальные рейсы программы достались "Авиа менеджмент групп" (авиатакси Dexter) и аэропорту Оренбурга (учредитель АК "Оренбуржье"). Сообщалось, что по всем субсидируемым направлениям (помимо рейсов в ПФО, это полеты в Крым и некоторые другие регионы) "Ак барс аэро" в этом году получило свыше 360 млн руб. доходов, обслужив около 50 тыс. пассажиров. Всего зимнее расписание авиакомпании на 2014 год предусматривало 70 рейсов между 23 городами России и зарубежья, в том числе Казань, Нижнекамск, Бугульма, Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Симферополь, Сочи, Прага.
Региональные перевозки в ПФО "Ак барс аэро" прекратило еще с 1 января. Как пояснили "Ъ" в авиакомпании, перевозчику не удалось к началу года подтвердить заявку на выполнение субсидируемых рейсов, в связи с чем договоры по обслуживанию и страхованию девятиместных Cessna Grand Caravan, на которых осуществлялись полеты, не продлевались. Часть авиапарка (помимо полученных от АК "Татарстан" 15 Cessna, это 15 Bombardier CRJ-200) ОАО намерено передать партнерам в других регионах на условиях аренды или переоформления лизинга, заявили в компании.
Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский заверил "Ъ", что уход "Ак барс аэро" из программы в ПФО на ее реализацию не повлияет, рейсы татарстанской компании будет переданы "Авиа менеджмент груп" и АК "Оренбуржье". "Сейчас изучается маршрутная сетка. По всем полетам программа будет продолжена, она не останавливается", - сказали в Росавиации. Ранее полпред президента в ПФО Михаил Бабич говорил, что объем финансирования региональных перевозок сохранится на уровне прошлого года - в размере 1 млрд руб. (60% субсидий выделяется из федерального бюджета, 40% - из региональных).
Вместе с тем в "Ак барс аэро" надеются, что компания сможет вернуться к субсидируемым перевозкам, если ее финансовое положение улучшится. В этом случае, пояснила "Ъ" представитель перевозчика Ильгиза Насибуллина, часть рейсов может быть весной возвращена "Ак барс аэро". Она подчеркнула, что в настоящий момент речь не идет о банкротстве или ликвидации ОАО, компания "взяла паузу для выработки стратегии в сложившихся финансово-экономических условиях". В частности, решено продолжить работу авиационно-технических баз ОАО в аэропортах Казани, Бугульмы и Бегишево, которые занимаются обслуживанием воздушных судов других компаний. В то же время в связи с простоем в компании идет сокращение летных кадров.
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает "теоретически возможным", что к марту "Ак барс аэро" возобновит полеты "в том или ином формате в зависимости от экономической ситуации в стране и регионах". "Ниша, где компания могла бы как-то вернуться на рынок, существует. В 2015 году сохраняется достаточно большое количество направлений в рамках субсидируемых программ", - указывает эксперт. Приостановку деятельности он объясняет издержками компании, связанными в том числе с эксплуатацией бортов Cessna, имеющих "определенные ограничения" (невозможность летать на них ночью, например). Господин Пантелеев полагает, что программа в ПФО без "Ак барс аэро" может измениться. "Двух перевозчиков для программы достаточно, но будет ли достаточно желающих полететь в условиях нынешней экономической ситуации?" - заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться