О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рынок авиализинга - 2015: год будет трудным, но интересным

Общая сложная ситуация в экономике и на рынке лизинга в целом, особенно характерная для 3 - 4 кварталов 2014 года, отразилась и на авиализинге. В общей структуре рынка сегмент авиализинга по итогам 9 мес. 2014 г. сократился до 10,1%

Общая сложная ситуация в экономике и на рынке лизинга в целом, особенно характерная для 3 - 4 кварталов 2014 года, отразилась и на авиализинге. В общей структуре рынка сегмент авиализинга по итогам 9 мес. 2014 г. сократился до 10,1%, тогда как за аналогичный период 2013 г. этот показатель вырос на 15,8%. Произошло также общее сокращение объема сегмента авиатранспорта по сумме новых договоров за 9 мес. 2014 на 48,5%, и его доля в лизинговом портфеле составила 17,4%.

При этом доля авиационного лизинга в портфеле ЗАО "Сбербанк Лизинг" по итогам 2014 года немного возросла. Компания реализовала ряд крупных сделок, в том числе заключила договор финансового лизинга на 10  воздушных судов Sukhoi Superjet 100. Авиакомпании уже передано 6 лайнеров, поставки планируется завершить в апреле 2015 года. В каталожных ценах стоимость проекта составляет 354 млн. USD.

В наступившем году не ожидается прироста объемов рынка авиализинга, даже несмотря на то, что есть потенциал реализации сделок, заключенных в предыдущие несколько лет (цикл от заказа до поставки самолета составляет, как правило, не менее двух лет). Клиенты активно пересматривают принятие законтрактованных ранее воздушных судов.

Крупнейшим лизингополучателем по итогам 2014 года является Группа "Аэрофлот", которая получила 44 новых самолета, 21 из которых были получены в операционный лизинг от международных компаний, оставшиеся 23 ВС (6 Boeing 777-300ER, 12 SSJ-100 и 5 Boeing 737-800) профинансировали российские лизингодатели.

Российский авиарынок следует тенденциям последних двух лет: доля иностранных лизинговых компаний на рынке велика, но сокращается по мере реализации ряда крупных проектов, финансируемых российскими компаниями (доля российских компаний на рынке авиализинга  составляет в настоящее время около 35%.). Крупнейшие проекты - поставки SSJ-100, Boeing 777 и Boeing 737NG для ОАО "Аэрофлот". Распределение финансирования новых крупных заказов будет определяться не ранее второй половины этого года.

Общее число самолетов в операционной и финансовой аренде составляет около 700 единиц. При этом в общем количестве иностранных самолетов доля переданных в лизинг составляет 63%, а среди отечественных самолетов - 79%, т.е. большинство новых российских самолетов сдается в лизинг.

Наибольшую долю в поставленных по лизинговой схеме ВС (31%) занимают суда в возрасте от 13 до 19 лет. 30% составляют самолеты в возрасте 0-6 лет. На самолеты со сроком службы от 7 до 12 лет приходится 22%. Самолеты, находящиеся в эксплуатации более 19 лет, составляют 17%.

Текущая книга заказов ВС по России составляет свыше 690 самолетов.  Заказы на 4 года вперед формируются преимущественно иностранным флотом, в то время как более поздние заказы практически полностью состоят из самолетов российских производителей.

За 2014 год было поставлено 75 новых самолетов, включая 7 самолетов малой авиации. Сравнивая с предыдущим годом, нужно отметить, что количество оставленных самолетов осталось примерно на том же уровне, но доля малой авиации существенно упала. В 2013 году было поставлено 29 самолетов малой авиации.

В сегменте авиационного финансирования большие перспективы у операционного лизинга. Используя этот инструмент, авиакомпания получает самолет на определенный срок по согласованной ставке аренды, и по окончании этого срока либо возвращает его арендодателю, либо согласовывает новый срок аренды и арендную ставку. Доля операционного лизинга на мировом рынке в настоящее время составляет около 40%. С учетом того, что до 2013 года отечественные лизинговые компании не предоставляли такой услуги,  рост этого сегмента в России по сравнению с финансовой арендой не вызывает удивления.

К примеру, если мы говорим о финансировании самолетов иностранного производства, то доля операционного лизинга в России превышает 50% (в операционном лизинге находится около 400 самолетов), что даже выше среднемирового уровня (который составляет 40%).

Операционный лизинг становится предпочтительной формой финансирования для российских авиакомпаний, поскольку существенно уменьшает их долговое бремя.  Клиенты рассматривают данный вид лизинга с учетом стратегии формирования парка, принимая на себя риск актива в основном по менее ликвидным широкофюзеляжным самолетам. Увеличение доли операционного лизинга в общем объеме авиафинансирования является общемировой тенденцией, наблюдаемой в течение длительного времени, поэтому тот факт, что российские лизингодатели начинают  развивать этот продукт, легко объясним.

Несмотря на сложную экономическую обстановку, уровень арендных ставок при операционной аренде по наиболее востребованным типам самолетов достаточно стабилен, но для каждого типа самолета имеются свои характерные особенности. И совершенно иная ситуация в отношении финансовой аренды - в связи с ростом  рублевых и валютных процентных ставок по кредитам, размер лизинговых платежей  растет. Здесь также наблюдается изменение сроков финансирования.

Такие тенденции 2014 г., как нехватка у лизинговых компаний заемного финансирования в достаточном объеме и с длительными сроками, а также рост процентных ставок по кредитам, привели к главной проблеме сегодняшнего рынка лизинга - проблеме фондирования.

Комментируя текущую ситуацию на рынке авиализинга, директор Управления по развитию международного бизнеса ЗАО "Сбербанк Лизинг" Павел Пискун отмечает, что 2015 год будет складываться  для сегмента авиализинга очень непросто. Данный сегмент исторически базируется на долларовом финансировании, поэтому российские лизингодатели будут испытывать сложности с привлечением валютных кредитов по причине введенных против ключевых российских банков санкций. Вместе с тем, дальнейшее развитие получит лизинг самолетов отечественного производства, возможны также сделки в отличных от доллара валютах, например - юанях. Существенного внимания потребуют действующие лизинговые портфели, в связи с резкими изменениями курсов иностранных валют в конце 2014 года и ухудшением вследствие этого финансового состояния авиакомпаний. Год будет трудным, но интересным, подчеркивает Павел Пискун. Будут востребованы смелые решения и нестандартные ходы.

ЗАО "Сбербанк Лизинг" осуществляет деятельность на рынке лизинговых услуг РФ с 1993 года. Входит в ТОП-3 крупнейших лизингодателей в рэнкинге от РА "Эксперт". Рейтинг кредитоспособности от РА "Эксперт" на уровне "А++" - "Исключительно высокий (наивысший) уровень финансовой устойчивости". Единственным акционером компании является ОАО "Сбербанк России". Региональная сеть ЗАО "Сбербанк Лизинг" насчитывает 65 филиалов в крупнейших городах России и дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЗАО "Сбербанк Лизинг"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка