О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Татнефть" задумала добывать в воздухе

Власти Татарстана возложили на "Татнефть" создание нового национального авиаперевозчика взамен авиакомпаний "Татарстан" и "Ак барс аэро"

Власти Татарстана возложили на "Татнефть" создание нового национального авиаперевозчика взамен авиакомпаний "Татарстан" и "Ак барс аэро". Первая ушла с рынка после авиакатастрофы, произошедшей в Казани в ноябре 2013 года. Вторая приостановила полеты в начале текущего года из-за убытков, и вчера арбитраж ввел в отношении нее наблюдение. Вероятно авиакомпания "Татнефти" унаследует авиапарк и маршруты своих предшественниц. Месяц назад "Ак барс аэро" уже передало в собственность нефтяной компании свой аэропорт Бугульма. Эксперты по-разному оценивают перспективы предприятия.

Вчера министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин заявил о создании в республике новой авиакомпании, которая со второго квартала 2015 года будет выполнять субсидируемые рейсы, ранее входившие в маршрутную сеть ОАО "Ак барс аэро" (собственник - холдинговая компания "Ак барс"). Новый перевозчик, по словам министра, создается "при поддержке "Татнефти"". По сведениям источников "Ъ", близких к сделке, "Татнефть" предполагается единственным владельцем авиакомпании. "Наша главная задача - в короткие сроки зарегистрировать компанию и получить разрешительные документы в Росавиации", - сказал вчера господин Сафин.

В конце декабря "Татнефть" уже приобрела в собственность аэропорт Бугульма (третий после Казани и Бегишево в республике), принадлежавший "Ак барс аэро". Генеральный директор "Татнефти" Наиль Маганов, оценивая сделку, стоимость которой не называлась, говорил журналистам, что нефтяная компания "приняла под крыло" аэропорт по "просьбе главного акционера" (правительства Татарстана в лице ОАО "Связьинвестнефтехим", которое владеет более 30% в уставном капитале НК). Он назвал аэропорт "небольшим, но хорошим" бизнесом для нефтяников.

Аэропорт Бугульма был базовым для авиакомпании "Ак барс аэро", созданной на базе Бугульминского авиапредприятия в 2010 году. До конца 2013 года "Ак барс аэро" занималось преимущественно бизнес-перевозками (сейчас это направление передано ООО "Авиасервис", контролируемому правительством Татарстана) и техническим обслуживанием судов. После ухода с рынка авиакомпании Татарстан (сейчас в стадии банкротства), у которой после крушения 17 ноября 2013 года Boeing в казанском аэропорту был отозван сертификат эксплуатанта, "Ак барс аэро" получило большинство рейсов АК "Татарстан" и стало главным перевозчиком в Приволжском федеральном округе по субсидируемым маршрутам. По этим направлениям в прошлом году авиакомпания получила свыше 360 млн руб. доходов, обслужив около 50 тыс. пассажиров. В начале этого года "Ак барс аэро" из региональной программы вышло, отказавшись от всех пассажирских полетов в связи с ухудшением финансового положения (из-за падения курса рубля и сокращения пассажиропотока перевозки стали нерентабельными). 13 января у компании был отозван сертификат эксплуатанта. Со 2 февраля региональные рейсы "Ак барс аэро" будут выполнять авиатакси Dexter (ЗАО "Авиа менеджмент груп") и АК "Оренбуржье" (подразделение ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург"). Предполагается, что к апрелю рейсы передадут перевозчику "Татнефти". "Основная цель - помочь партнеру по программе и поддержать саму программу на время изменений", - сказал "Ъ" председатель совета директоров АО "Авиа менеджмент груп" Антон Генералов, дав понять, что Dexter в дальнейшем готов вернуть татарстанскому перевозчику принятые маршруты.

Вчера арбитражный суд Татарстана по заявлению ООО "Склад временного хранения М7" ввел в отношении авиакомпании процедуру наблюдения. Поводом послужил просроченный долг авиакомпании перед кредитором в сумме около 15 млн руб. "Компания признает, что не может погасить задолженность", - заявили "Ъ" в пресс-службе перевозчика. Всего на начало прошлого года кредиторская задолженность компании превышала 5,3 млрд руб. (из них свыше 1 млрд руб. - перед поставщиками), более поздних данных нет. Основные средства составляли 3,58 млрд руб. (часть активов перешла от АК "Татарстан"). В 2013 году компания получила 3,5 млрд руб. выручки и 4,7 млн руб. чистой прибыли (перевезла 390 тыс. пассажиров). В парке авиакомпании 15 Cessna Grand Caravan и 15 Bombardier CRJ-200LR.

Будет ли передан авиапарк новой компании "Татнефти", в пресс-службе "Ак барс аэро" затруднились сказать. Гендиректор "Ак барс аэро" Петр Трубаев, пресс-службы холдинга "Ак барс" и "Татнефти" комментировать сделку "Ъ" не стали.

Председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким считает, что создание новой авиакомпании - "шаг вынужденный". "Аэропорт Бугульмы перешел в введение "Татнефти" и для его развития нужна своя авиакомпания. По сути, идет воссоздание Бугульминского авиапредприятия", - говорит он. Задача авиакомпании "Татнефти", по его словам, - региональные перевозки, которые "не потребуют больших затрат", поскольку "база технического обслуживания есть", авиакомпании перейдет парк "Ак барс аэро". Он полагает, что "Татнефть" будет более эффективным собственником, чем "Ак барс" холдинг: "Плечо от принятия решения до исполнения будет более коротким".

Однако глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что рассчитывать на окупаемость нового бизнеса "Татнефти" "не приходится". "Может, и есть какая-то логика, если удастся кредиторов "Ак барс аэро" оставить у разбитого корыта, а ее самолеты использовать для региональных перевозок", - предполагает аналитик, но напоминает, что "сейчас не самый благоприятный момент что-либо вообще создавать", поскольку "любые возможности для заимствований ограничены", а "у многих лизингодателей виды на Россию закрыты". "Есть возможность обеспечить транспортное обслуживание региона, договорившись с уже существующими компания на вполне нормальных условиях. Задача иметь все свое может быть ложной", - заключил господин Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка