Независимая газета
22 июля 2002, 12:52
Вместо самолетов - тренажеры
Военный раздел выставки подводит итог напряженного соревнования между промышленностью США и Европы, которое составляло основную интригу "Фарнборо-2000". Истребительный консорциум "Еврофайтер" тогда противостоял натиску американской программы JSF. Два прошедших салона показали, что Старый Свет проиграл "вчистую". К желающим закупить "Еврофайтеры" за два последних года присоединилась лишь Австрия, в то время как к списку заказчиков JSF подключились Италия, Норвегия, Канада, Дания, Нидерланды, Турция и Австралия. Общий счет по странам девять - шесть в пользу Америки.
В гражданском секторе также вряд ли появятся серьезные новинки
Во-первых, как и в случае с истребителями, новый раунд битвы между двумя основными производителями магистральных авиалайнеров - "Боингом" и "Эрбасом" - стартовал еще на "Фарнборо-2000". Первый тогда начал "раскрутку" принципиально нового проекта "Соник Круизер", второй объявил о предстоящих продажах сверхгигантского А380. Вопреки прогнозам из-за океана, пока побеждают европейцы. За два года им удалось собрать 95 твердых заказов на свой самолет.
Во-вторых, ситуация в коммерческой авиации коренным образом изменилась после терактов 11 сентября. Уменьшилось число пассажиров, ряд крупных авиакомпаний закончили год с убытками, соответственно снизился заказ на магистральные самолеты. Так, если в 2001 году суммарный объем поставок лайнеров корпорации "Боинг" составил 527 единиц, то в 2002-м их число уменьшится до 380, а на 2003-й - до 275-300. В то же время итоги первого полугодия для "Боинга" оказались лучше ожидавшихся. Хотя доход во II квартале снизился с 15,52 млрд. долл. в 2001 году до 13,86 млрд. долл. - в 2002-м (по коммерческим лайнерам соответственно - с 9,3 млрд. до 7,7 млрд. долл.), "Боинг" получил неожиданно большую прибыль - 751 млн. долл. за квартал.
Посетители Фарнборо в этом году не увидят ни одного самолета с российской символикой. Ведущие фирмы в качестве основной причины этого называют угрозу со стороны швейцарской компании "Нога". Однако нетрудно заметить, что натурная экспозиции российских самолетов в Фарнборо в последние годы и без того постепенно сокращалась. Это неудивительно. Лондонский салон по определению "не наш". Его исторически сложившаяся идея - демонстрация североатлантического единства, в то время как Ле Бурже и берлинская ИЛА стремятся подчеркнуть европейскую идентичность, а в Индии и Китае российская авиация доминирует.
Однако за скандалами с "Ногой" большинство обозревателей не заметили важного показателя: масштабы участия в выставке главного российского продавца оружия - "Рособоронэкспорта" - возросли. Достаточно сказать, что занимаемая им выставочная площадь увеличилась в два раза по сравнению с 2000 годом. В условиях, когда основным лозунгом выставочной политики единственного отечественного спецпосредника стал прагматизм, это говорит об определенных коммерческих расчетах, возлагаемых на "Фарнборо-2002". Основная ставка делается на модернизацию ранее поставленной техники, представление нового оружия, авиадвигателей и средств обучения. Последние нужно отметить особо. По своей стоимости современный тренажер соизмерим с боевым вертолетом, спрос на учебную технику растет, эту нишу рынка активно атакуют западные компании. В то же время, как и на других авиасалонах, объявлять о новых военных заказах наши предприятия не будут. По информации "НГ", "Рособоронэкспорт" подпишет на выставке один контракт, еще несколько соглашений по гражданской авиации заключат компании "Волга-Днепр", "Авиастар", "Сатурн" и другие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114