О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт Казани не удержал "пражскую весну"

Столица Татарстана теряет "европейские окна", уступая авиапассажиров Самаре и Уфе

"Чешские авиалинии" отложили открытие маршрута Казань - Прага. Накануне авиакомпания объяснила это общим сокращением рейсов в Россию на 20% из-за падения спроса на билеты. Казань, таким образом, потеряла "пражскую весну": после ухода Lufthansa и паузы Finnair напрямую в Европу казанцы могут летать только на Turkish Airlines. Эксперты "БИЗНЕС Online" отмечают, что приличная доля татарстанцев пользуется услугами конкурентов международного аэропорта "Казань" (МАК), а динамика пассажиропотока говорит, скорее, против Казани: Нижний Новгород за 2014 год вырос на 23%, Самара - на 9%, Уфа - на 7%, а МАК - только на 5%.

Czech Airlines прикрыла для Казани окно в Прагу


Авиакомпания "Чешские авиалинии" отказалась от намерения открыть маршрут Казань - Прага. Об этом накануне сообщила дирекция национальной авиакомпании Чехии. Компания в целом планирует на 20% сократить число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты, сообщает ТАСС. Авиакомпании пришлось корректировать даже действующее зимнее расписание.

Помимо Казани Czech Airlines планирует отказаться от маршрута на Калининград, а также намеревается исключить из летнего расписания Уфу и Пермь. Таким образом, перевозчик сохраняет лишь рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Самару. Вернуться к вопросу "зависших" направлений чехи еще могут - в зависимости от экономической ситуации в России. А пока спрос на билеты сокращается очень серьезно: так, по данным ассоциации туроператоров России (АТОР), в этом году лишь около 10 млн. россиян планируют отдохнуть за границей - на 8 млн. меньше, чем в 2014-м. Стоит, впрочем, отметить, что и сама чешская авиакомпания переживает серьезные сложности из-за снижения пассажиропотока на ряде направлений, вызванным украинским кризисом, предполагается сокращение 36% персонала.

Вместе с тем Чехия рассматривает вопрос предоставления преференций туристам с Урала. В частности, за счет скидки в 20% планируется увеличить частоту вылетов "Чешских авиалиний" из Екатеринбурга в Прагу (сегодня - один-два раза в неделю). Об этом на фоне резкого подорожания зарубежных туров договорилась Уральская ассоциация туризма.

Потери МАК: Lufthansa, Finnair, Czech Airlines

Напомним, что о возможном возвращении Праги в расписание МАК "БИЗНЕС Online" стало известно в октябре прошлого года, когда Росавиация дала "добро" на эти полеты с лета 2015 года. Предварительно чешским перевозчикам согласовали рейсы в Казань, Волгоград и Воронеж - еженедельно не более пяти вылетов по каждому маршруту. Ворота в Прагу для казанцев закрылись с банкротством  авиакомпании "Татарстан", которая регулярно летала туда с 2010 года. Представители МАК минувшей осенью говорили о том, что на переговоры с европейскими перевозчиками оказывают влияние санкции и непростая международная обстановка, но Казань прилагает максимальные усилия для возврата и пражского направления.

Но, видимо, усилий были недостаточными. Отметим, что Казань за короткое время потеряла все европейские направления. Летавшая во Франкфурт Lufthansa в апреде 2013 года "изменила Казани"  с Самарой и Нижним Новгородом, при этом увеличив частоту полетов. Совсем свежей потерей стал едва-едва открывшийся рейс в Хельсинки, который на неопределенное время заморозила авиакомпания Finnair. Финский перевозчик, претендовавший на роль транзитного моста из Казани в Европу, не продержался и полугода - первый рейс состоялся 19 августа. Впрочем, сообщается, что полеты закрылись до 22 апреля - так что, вероятность возвращения Finnair в казанское расписание еще сохраняется. К тому же финны, сославшись на обвальную девальвацию рубля, закрыли также и рейсы в Нижний и Самару.

Остается, впрочем, надежда на "Оренбургские авиалинии", которые получили допуск на регулярный рейс Казань-Мюнхен. Но, по большому счету, единственными широкими путями транзита в Европу для МАК остаются только Стамбул и... Москва.

Насколько конкурентоспособен МАК по сравнению с другими аэропортами Поволжья? "БИЗНЕС Online" запросил информацию о сравнительной стоимости аэропортового обслуживания и заправки самолетов, однако предоставить оперативный ответ в аэропорту не смогли.

Разрыв с конкурентами растет

О надеждах говорил недавно министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. "Несмотря на сложное экономическое положение, мы и в этом году хотим перейти порог в 2 миллиона пассажиров", - заявил он, говоря о перспективах развития авиаперевозок в республике. Сделать это предполагается за счет развития внутрироссийских перевозок. Казань свяжут регулярными рейсами с новым субъектом РФ - Крымом и традиционно избираемым для летнего отдыха Краснодарским краем. В Симферополь жителей Татарстана берется доставить компания "Ямал". Сибирская авиакомпания "ИрАэро" будет работать на направлениях Казань - Екатеринбург - Красноярск и Казань - Екатеринбург/Омск - Иркутск. Частоту воздушного сообщения с Санкт-Петербургом планируют увеличить до двух раз в день.

Сафин подтвердил возвращение Finnair - полеты в Хельсинки восстановят с 23 апреля. Кроме того, предположительно, не даст захлопнуться окну в Европу и испанская авиакомпания Vueling Airlines с регулярным рейсом Барселона - Казань - Барселона. В дополнение к этому министр заметил, что в 2015 году планируется прорубить окно в Китай: "Ведем переговоры с заинтересованными сторонами, в частности с авиакомпанией China Southern. Рейс Казань - Урумчи планируем включить уже в летнее расписание".

Однако, если сравнивать статистику конкурирующих с Казанью поволжских аэропортов, картина получается, мягко говоря, не очень радостная. Так, самарский международный аэропорт "Курумоч" обслужил почти 2,4 млн. пассажиров - на 9,7% больше, чем в 2013 году. "Росту этого показателя способствовал в том числе и приход на самарский рынок новых авиаперевозчиков Finnair, AirArabia, ИрАэро", - отмечает пресс-служба аэропорта. Международный аэропорт "Уфа" обслужил также почти 2,4 млн. пассажиров - это на 7,3% больше, чем годом ранее. Рост, впрочем, дали только внутрироссийские перевозки - заграничные вылеты потеряли 0,7% пассажиров. Услугами аэропорта "Стригино" (Нижний Новгород) воспользовались по итогам года более 1,1 млн. пассажиров - при этом трафик вырос на 23,4%, прирост на международных рейсах - 18,9%.

Международный аэропорт "Казань" обслужил в прошлом году более 1,9 млн. пассажиров - на 5,2% больше, чем годом ранее. При этом прирост трафика на международных линиях составил 0,5%. Кстати, международные рейсы дали Казани свыше 943 тыс. пассажиров, говорится в пресс-релизе МАК. Наибольший рост пассажиропотока отмечен на Хургаду, Анталию, Стамбул, Шарм Эль Шейх. В основном, как видим, все это - курортные направления. И, если татарстанцы, как говорят эксперты, обратят свой взор от красот Турции и Египта в сторону российских санаториев, провала в авиаперевозках не избежать.

Разрыв с Уфой и Самарой будет только расти

Само по себе решение "Чешских авиалиний" большими проблемами казанцам не грозит, отмечает в разговоре с "БИЗНЕС Online" председатель совета директоров ГК "Тулпар" Азат Хаким. Ну, не будет еще одного выхода на Европу - так ворота через "Шереметьево" никто не отменял. Рейсы на Прагу в свое время не были особенно сильно загружены - люди давно открыли для себя другие курорты помимо Карловых Вар. "А вот то, что одним перевозчиком будет меньше, и, следовательно, снизятся доходы аэропорта, - это факт, - отмечает Хаким. - Прежде всего, сам казанский аэропорт должен работать над привлечением новых перевозчиков. К сожалению, наши в последние годы больше "плясали" вокруг национальных перевозчиков - "Татарстан", "Ак Барс Аэро". Все это закончилось довольно печально, и это еще не самое дно. В 2015 году провал по перевозкам аэропорта будет гораздо больше, разрыв с Самарой и Уфой будет только увеличиваться. Сейчас мы отстаем примерно на 350-400 тысяч пассажиров, в 2015-м году будет хуже". Уфу и Самару отличают определенная стратегия по привлечению перевозчиков, хорошо работает маркетинговая служба, добавил собеседник "БИЗНЕС Online". Конечно, в Татарстане есть еще аэропорты Бугульма и Бегишево, но вряд ли оттуда будут много летать за рубеж, чтобы составить конкуренцию Казани. Конкуренты МАКа - за пределами республики.

Да, казанский аэропорт - просто картинка после Универсиады. Но с точки зрения путешествий важны не телетрапы и перроны с иголочки за большие миллиарды, а реальные пассажиры. "В Самаре есть реальные пассажиры: бизнес там развился и чувствует себя гораздо лучше, чем в Татарстане, поэтому часть Татарстана летает через Самару, - отметил заметил в разговоре с "БИЗНЕС Online" гендиректор магазина путешествий Companion SP Сергей Пасечник. - Особенно это заметно, если вы летали на рейсах Lufthansa из Казани: 2/3 борта заполняла Самара, а Казань кое-как набирала одну треть. Это длилось годами и сейчас ничего не изменилось. Самара по сравнению с нами в сфере бизнес-выездов как минимум дважды выигрывает".

Стамбул - не совсем европейские ворота Казани, отметил в беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" гендиректор AVT Азамат Сабиров, поэтому у казанских пассажиров остается только вариант полетов через Москву. "Finnair, - не знаю, вернется он или нет, - обеспечивал неплохую загрузку на Европу, - с некоторым сожалением отметил он. - Что же до чехов, то они тоже не могут разобраться со своим бизнесом. Кроме того, я не уверен, что они могут предоставить такую же развилку из своего "хаба" в Праге, как, например, финны из Хельсинки. Разве что, вы прилетите в Прагу и сразу пойдете пить пиво и смотреть на красоты этого города". Что до перспектив с развитием авиасообщения, сейчас все крупные игроки будут ждать, пока стабилизируется ситуация на рынке, полагает Сабиров. Кроме того, он не согласен с Хакимом по поводу конкуренции между татарстанскими аэропортами - сейчас в республике два аэропорта имеют статус международных. Также Сабиров констатировал, что юго-восток республики тяготеет именно к Самаре, как к воротам за границу, тем более "Курумоч" недавно запустил новый терминал, который больше похож на космопорт. "Нам надо определиться, сколько аэропортов мы хотим, - говорит Сабиров. - Каждому главе по аэропорту? Если бы у нас остался один аэропорт, он бы получил возможность привлекать дополнительные 100 тысяч пассажиров в год. Соответственно, мы бы смогли привлекать прямые рейсы до Европы, и Казань стала бы хабом. Из Челнов и Бугульмы можно пустить электрички прямо до аэропорта. Это было бы идеально!" Кризис сделает свое "черное дело" в динамике авиатрафика. Спрос на рейсы в Европу резко упал - люди вспомнили про Армению и Грузию и, разумеется, про Крым. Цены на билеты выросли на 25-30% - это еще немного по сравнению с девальвацией рубля, считает Сабиров. Основные потери МАК понесет не из-за отмены регулярных рейсов, а из-за падения спроса на чартеры, загрузка которых в основном обеспечивается курортным спросом пассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка