Телеканал "Звезда"
9 февраля 2015, 11:51
Как я летал на МиГ-29. Теолеоператор "Звезды" прошел летную подготовку на истребителе
Чувствовать, как отступает кровь от головы, опускаясь к ногам, а противоперегрузочный костюм толкает ее обратно вверх. Скорость вдавливает в кресло
"Это как аттракцион, - улыбается Алексей Коровин, один из четырех сертифицированных для проведения воздушных съемок операторов телеканала Звезда, но нет чувства страха. - Истребитель, как машина, уносит тебя вверх, а ты смотришь, как стрелка за несколько секунд отклоняется по шкале указателя скорости от 50 до нескольких сотен километров в час. Чувствуешь, как пульсирует кровь, считаешь про себя, чтоб не отключилась голова и строишь мизансцену в объективе телекамеры - красивей самолета в воздухе ничего нет, но показать это, надо еще суметь".
Курсы подготовки воздушных операторов в Липецком государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний существуют с 1999 года. Попасть на них все равно, что поступить в академию. В этом году руководство Главкомата ВВС наконец-то удовлетворило просьбу телеканала "ЗВЕЗДА" о подготовке операторов. Четверо наших коллег - Алексей Коровин, Георгий Львов, Яков Судьин и Александр Чуксин впервые прошли курс летной подготовки на самолетах Су-30, Су-27, Су-25 и МиГ-29 и приказом по части допущены к полетам для проведения воздушных съемок.
"Курс занял две недели, - рассказывает Яков Судьин, - нам преподавали практическую аэродинамику, работу двигателей, радиоэлектронное оборудование, вооружение самолета и парашютно-десантную подготовку. Проверяли в барокамере на способность выдерживать резкое падение или наоборот рост давления при перегрузках. Способность в этот момент не только адекватно реагировать на команды, но и выполнять свою непосредственную работу".
Воздушная съемка готовится еще на земле. В Липецке есть специально подготовленные летчики-операторы, говорит Алексей Коровин, которые сами летают и снимают для ВВС. Общение с ними - отдельный этап обучения. "Есть много нюансов, которые надо обсуждать и проговаривать на земле, - объясняет оператор. Например, надо заранее оговорить положение во время съемки бомбометания или ракетного пуска. - Надо точно знать, где в этот момент нужно держать фокус чтобы не только снять красиво, безопасно, но и не мешать летчику, выполняющему боевое упражнение. Надо точно знать, как и какими курсами после выполнения боевой задачи разойдутся самолеты. То есть вести все это камерой".
Липецкий авиацентр - своеобразная школа TopGun из одноименного фильма с Томом Крузом. Центр считается в ВВС России высшей школой летного мастерства. Все новые истребители, штурмовики и фронтовые бомбардировщики до того, как попасть в войска, присылают сюда. Пилоты липецкой школы должны их "облетать" и подготовить инструкции для строевых летчиков по их боевой эксплуатации. Некоторым из "строевиков" везет, и их отправляют учиться сюда лично. Так, что обучение операторов телеканала Звезда в Липецке можно так же считать своеобразной школой повышения летного мастерства.
"Нам повезло, - рассказывает Алексей Коровин, меня учили "летать" на Су-30СМ. - Это самый современный истребитель стоящий на вооружении наших ВВС. Хотя мы прошили курс и на штурмовике Су-25УБ, истребителе МиГ-29 и на учебно-тренировочном Як-130". Как объясняет Алексей , кроме общего понимания самолетов, их поведения в воздухе, появилось еще и представление о том, как из кабины каждого из них строить съемку. "C места второго пилота МиГа очень плохой обзор, - жалуется оператор. - У "Яка" по колпаку кабины идут пирозаряды для разрушения кабины при катапультировании. На новом "Су" другая система - полностью стеклянный колпак, для съемки просто идеальный вид. Где-то есть "подлокотники", где то нет".
Каждый самолет, как отдельный мир. У каждого своя специфика пилотирования, боевого применения и возможности съемок. Причем оператор должен помнить не только об этом, но и о том, что в какой-то момент может стать вторым пилотом. Яков Судьин говорит, что в процессе обучения оказалось, что в некоторых ситуациях придется непосредственно помогать основному пилоту управлять самолетом. Например, переключить по команде тумблеры и выпустить тормозной парашют.
"Несложные команды, не влияющие на общую безопасность полета, - признается оператор, но иногда от мысли об этом становиться понятно, что ты не просто "пассажир", а член экипажа. - В Липецке мы посмотрели на самолеты, как на технику, узнали, как они устроены, что могут. Но от этого не стали меньше ими восхищаться"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Телеканал "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2025
В январе 2026 г. открывается новое направление из а/п Чебоксары им. А.Г. Николаева
Декабрь 24, 2025
Дополнительные электрички свяжут столицу Татарстана и аэропорт
Декабрь 24, 2025
В аэропорт "Байкал" прилетел "Руслан"
Декабрь 24, 2025
Рейс особой важности - в аэропорт "Казань" прибыли Дед Мороз и Снегурочка