Ростехнологии
9 февраля 2015, 20:08
92 года - полет нормальный
Сегодня, 9 февраля, в России отмечается День гражданской авиации
Заводы и конструкторские бюро, входящие сегодня в состав Госкорпорации Ростех, принимали активное участие в становлении отечественной гражданской авиации. На них разрабатываются современные и перспективные модели, с которыми эксперты связывают будущее российского воздушного флота.
Проект XXI века
Так, одним из самых интересных проектов ближайших лет, по мнению специалистов, является создание пассажирского самолета МС-21. Поставщиком необходимого материально-технического обеспечения для авиалайнера недавно стал холдинг "Авиационное оборудование". Документ об этом был подписан с корпорацией "Иркут" в декабре 2014 года. В перспективе результатом совместной работы участников соглашения станет открытие филиалов авиационно-сервисного центра во всех аэропортах России и СНГ, где планируется базирование авиалайнера.
Около 40% авионики и 90% программного продукта для МС-21 производит и поставляет КРЭТ, входящий в Ростех.
Холдинг "Авиационное оборудование", также входящий в состав Госкорпорации, будет поставлять для МС-21 новейшие авиационные системы и агрегаты шасси.
Холдинг "РТ-Химкомпозит", крупнейший разработчик и производитель композиционных материалов, также принимает активное участие в создании нового лайнера. Широкое применение этих современных материалов позволит снизить вес и удлинить крыло, что дает преимущество в повышении аэродинамических свойств. В целом в МС-21 доля композитов составит от 30% до 40%.
Двигатель нового поколения ПД-14 для лайнера разработан ОДК. Он предназначен для коммерческой авиации - ближне-среднемагистральных самолетов на 130-180 пассажиров.
Магистральный лайнер МС-21 будет предоставлять больший комфорт для пассажиров, чем все существующие модели этого класса, что даст возможность ускорить процедуры высадки и посадки пассажиров.
Современные достижения
Предприятия Ростеха участвуют в выпуске комплектующих и другого новейшего российского пассажирского самолета - Sukhoi Superjet 100. Холдинг "Авиационное оборудование" изготавливает для него элементы шасси. Соответствующее соглашение холдинг подписал в июне 2014 года с производителем самолета - компанией "Гражданские самолеты Сухого", входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию.
Семейство самолетов Sukhoi Superjet 100 обеспечивается также отечественным двигателем SaM-146, который создается на предприятии НПО Сатурн, входящем в холдинг Ростеха ОДК, совместно с компанией Snecma (Франция) на принципах стратегического партнерства. SAM-146 - интегрированная силовая установка, включающая в себя двигатель и мотогондолу с устройством реверсирования тяги. В изготовлении комплектующих к ним принимает участие и обнинское предприятие "Технология", входящее в холдинг Ростеха "РТ-Химкомпозит".
Один из самых современных авиалайнеров российского производстваТу-204СМ создается при участии концерна "Радиоэлектронные технологии"(КРЭТ), также входящего в Ростех. Интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования ПНК-204, разработанный специалистами КРЭТ, позволяет избежать необходимости присутствия в экипаже бортинженера. Кроме того, современные технологические решения ПНК-204 снижают эксплуатационные расходы авиаперевозчиков и обеспечивают целый ряд других технико-экономических преимуществ для лайнера.
С компаниями, входящими в Ростех, охотно сотрудничают такие мировые авиационные лидеры, как Boeing, Airbus. В мае 2014 года, на Петербургском международном экономическом форуме, они подтвердили свою готовность продолжать совместную работу с российскими партнерами. Корпорация ВСМПО-АВИСМА является основным поставщиком титана для Airbus, а также обеспечивает 40% потребностей Boeing в титане. А НПО "Сатурн", входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию, производит комплектующие и ремонт самого популярного авиадвигателя в мире CFM-56, которыми оснащают самолеты Boeing 737 и Airbus 320.
Из истории
9 февраля 1923-го Совет Труда и Обороны СССР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации". Именно эта дата и считается с тех пор днем рождения отечественного воздушного флота.
Уже в марте того же года в СССР было создано первое авиатранспортное предприятие - "Добролет" и открыта первая внутренняя авиалиния - Москва-Нижний Новгород - протяженностью 420 км.
Всего за пять лет, к 1928 году, на собранные народом средства было построено 400 самолетов. К середине 30-х в России уже были свои авиационные заводы, НИИ, конструкторские бюро и учебные заведения, где выпускали авиационных специалистов. Был создан первый специализированный завод по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов для самолетов и авиационных моторов, впоследствии на мощностях которого вырос современный титановый гигант -Корпорация ВСМПО-АВИСМА.
В период с 1930-го по 1939 год отечественные экипажи гражданской авиации совершили целый ряд рекордных достижений и выдающихся дальних перелетов, которые принесли мировую славу и отечественному самолетостроению, и нашим летчикам. Был построен ряд тяжелых многомоторных самолетов. Наиболее ярким из них стал восьмимоторный гигант АНТ-20 "Максим Горький", который брал на борт 80 пассажиров, имел максимальную скорость 280 км в час и дальность полета 2000 км. В то время он был самым большим самолетом в мире.
Советский Союз успешно развивал гражданскую авиацию, росли авиаперевозки, но началась Великая Отечественная война - и гражданская авиация пришла на помощь военной. Большинство гражданских самолетов были переданы воинским частям. Часть пилотов отправились на фронт, другие принимали участие в эвакуации жителей из осажденного Ленинграда и доставляла в город грузы. Гражданские пилоты совершили более 46 тысяч вылетов во время Сталинградской битвы, участвовали в боях за Украину и Прибалтику, множество раз летали в города Европы, в Африку и Америку, обеспечивая нашей стране связь с союзными государствами.
После войны воздушное сообщение стало быстро восстанавливаться. К 1948 году объем внутренних пассажирских и грузовых перевозок вырос во много раз. Через 10 лет втрое увеличилось и количество зарубежных рейсов из СССР. А в 1959 году открылся и первый международный аэропорт страны - Шереметьево.
Советский Ту-104, продемонстрированный СССР в 1956-м, опередил весь мир. Подобные американские, английские и французские авиалайнеры появились на несколько лет позже.
Уже через год был создан Ту-114 - самый большой самолет в мире. Он мог брать на борт до 220 пассажиров. Его двигатель НК-12М, разработчиком которого является самарское предприятие "Кузнецов", до сих пор считается самым мощным в мире турбовинтовым двигателем.
Потом были Ту-144 - первый в мире сверхзвуковой авиалайнер и Ту-154 - самый массовый и долговечный самолет отечественного производства, который стоял на службе с 1968 года до начала 1990-х, пока не появился Ту-204.
На базе последнего в 2010 году был создан упоминаемый в начале Ту-204СМ, эксплуатирующийся в настоящее время. На нем ежедневно поднимаются в воздух тысячи людей.
Кстати, отправиться в полет 9 февраля, в День гражданской авиации, считается у пилотов доброй приметой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ростехнологии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2025
В январе 2026 г. открывается новое направление из а/п Чебоксары им. А.Г. Николаева
Декабрь 24, 2025
Дополнительные электрички свяжут столицу Татарстана и аэропорт
Декабрь 24, 2025
В аэропорт "Байкал" прилетел "Руслан"
Декабрь 24, 2025
Рейс особой важности - в аэропорт "Казань" прибыли Дед Мороз и Снегурочка
