О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Просить нельзя уйти

Авиакомпании начинают принимать решения о подаче заявок на получение госгарантий от правительства. Мера должна поддержать отечественных авиаперевозчиков в кризисное время. Однако гарантии не смогут спасти всех, констатируют эксперты

Авиакомпании начинают принимать решения о подаче заявок на получение госгарантий от правительства. Мера должна поддержать отечественных авиаперевозчиков в кризисное время. Однако гарантии не смогут спасти всех, констатируют эксперты.

Российский авиаперевозчик "Аэрофлот" пока не планирует подавать заявку на получение госгарантий. "Аэрофлот не планировал и не планирует обращаться за госгарантиями. Включение в список системообразующих предприятий - это логично. Аэрофлот является гарантом сохранения авиационных перевозок на ВВЛ и на МВЛ", - заявили "Газете.Ru" в пресс-службе авиакомпании. Минэкономразвития включило "Аэрофлот" в список 199 крупнейших предприятий, находящихся в российской юрисдикции, которые могут рассчитывать на получение госгарантий в приоритетном порядке.

Помимо "Аэрофлота" в список стратегических предприятий также вошли "Трансаэро", "Авиакомпания Сибирь", "Уральские авиалинии", а также "Ютэйр". На этих пяти перевозчиков в 2014 году пришлось около 75% всего пассажиропотока, или 69,7 млн пассажиров.

Включение авиакомпаний в список стратегических предприятий России стало одним из этапов программы господдержки отечественных авиаперевозчиков, ранее принятой правительством. Согласно утвержденному "Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" государство предлагает субсидировать часть затрат на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", по сделкам приобретения лизинговыми компаниями воздушных судов в 2008-2015 годах.

Впрочем, как отмечают эксперты, при текущем уровне господдержки некоторые авиакомпании могут уйти с рынка уже к лету.

"Думаю, что оптимизм у тех, кто не поддерживал мнения, что мы находимся в кризисной ситуации, уменьшится, а у тех, кто пессимистично относился,- пессимизма еще добавится. Я боюсь, что к лету подойдут не все компании или их объем бизнеса станет меньше", - заявил в интервью "Коммерсанту" глава АЭВТ Владимир Тасун.

Основными статьями расходов авиакомпаний являются по данным Минтранса расходы на авиакеросин (от 19,5 до 28,9%); аэропортовые сборы, наземное обслуживание, аэронавигация (15,5-20,9%); лизинговые и таможенные платежи, техническое обслуживание парка авиасудов (8,7-11,6%); расходы на оплату труда пилотного состава (5,1-9,9%).

Существенную долю занимают расходы на обслуживание кредитов (11,9-21,7%), которые нужны авиакомпаниям для поддержки приемлемого уровня cash flow. Впрочем, к 2014 года проблема получения новых займов для авиакомпаний встала очень остро. Банки больше не дают отсрочек по возвращению старых займов и не предлагают новых. Из-за падения курса рубля увеличились издержки авиакомпаний на лизинг и обслуживание воздушных судов.

Как указывают эксперты, повышение курса доллара по отношению к рублю сыграло немаловажную роль в сложившейся на авиарынке ситуации, так как расходы на лизинг воздушных судов, номинированные в долларах, увеличились пропорционально курсу валюты.

Наиболее напряженная ситуация сейчас у одного из крупнейших отечественных авиаперевозчиков "Ютэйр". Кредиторы авиакомпании в лице Альфа-банка пытаются через взыскать с "ЮТэйр" $42,4 млн и 116 млн руб. просроченных выплат по кредитам, а также добивается ареста принадлежащего компании имущества. Впрочем, в "ЮТэйр" все еще надеются преодолеть кризис, запустив программу оптимизации расходов на 5 млрд руб. в год, о которой авиакомпания объявляла летом. В программу входят отказ от неприбыльных маршрутов, сокращение персонала и флота, уменьшение времени обслуживания пассажиров. В рамках данной программы АК "ЮТэйр" приняла решение сократить 20% рейсов и 10% персонала. Сейчас перевозчик ведет переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок воздушных судов. По контракту поставка 20 самолетов А321 и 40 самолетов Boeing 737-800NG и 737-900NG была рассчитана на 2013-2015 и 2013-2016 годы соответственно. 10 февраля 2015 года глава авиакомпании Андрей Мартиросов объявил о том, что авиакомпания продаст 12 самолетов Airbus А321.

Помимо решения о продаже части авиационного парка, "Ютэйр" 8 февраля подал заявку на получение государственных гарантий. "Учитывая непростую ситуацию на российском авиационном рынке и те сложности, с которыми столкнулась авиакомпания, "Ютэйр" подала заявку на получение госгарантии", - отметил представитель авиакомпании. Запрошенная "Ютэйр" сумма не называется. Непростая ситуация и в "Трансаэро". В конце января российское правительство предоставило авиакомпании госгарантию по кредиту на 9 млрд руб. Контролировать целевое использование кредита, обеспеченного гарантией, исполнение авиакомпанией обязательств по кредитному договору, а также расходы на выплату вознаграждений ее руководящему составу будет Минтранс. 28 января кредит на данную сумму сроком на три года был выдан банком ВТБ.

В банке отмечают, что "заемные средства предназначены для финансирования основной операционной деятельности авиаперевозчика. Исполняющим подразделением по сделке выступил воронежский филиал банка". Впрочем, как отмечают в правительстве, включение в список стратегических предприятий еще не гарантирует автоматической помощи в любых ситуациях. Как отметил министр промышленности и торговли Денис Манутров, список стратегических предприятий не рассматривается как закрытый и используется в качестве ориентировочного. При этом критерии зачисления в список чисто статистические: в него попали предприятия, уже активно работающие с отраслевыми антикризисными комиссиями и с регионами, причем основным интересом властей по отношению к ним являются поддержание занятости и сохранение рабочих мест.

Включение в список стратегических вряд ли решит проблему компаний с большой долговой нагрузкой, констатируют эксперты.

"Если смотреть с общеэкономической позиции, включение в список авиакомпаний вряд ли поможет исправить положение в отрасли. Необходимо улучшать среду, а не финансировать демпинг. Заливать деньгами рынок, где идет жесточайшая ценовая война и где игроки рынка работают ниже себестоимости означает поддержание нерыночных условий, - говорит "Газете.Ru" директор компании Infomost Борис Рыбак.

Для того, чтобы этого избежать, необходимо сделать, чтобы компании работали с выгодой. То, что происходит сейчас- это интенсификация генерирования убытков, таким образом вливание денег не решит проблему, а просто сделает долги авиакомпаний еще больше, резюмирует эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка