Regnum
17 февраля 2015, 09:13
Отказ Индии от истребителей Rafale и неустойка за "Мистрали" могут погубить ВПК Франции
В мировые СМИ попала информация о намерении Индии отказаться от закупки крупной партии французских многоцелевых истребителей Rafale
Теперь попробуем посмотреть, к каким последствиям для Индии, Франции и России приведет данное решение.
Индия
Для Индии стоимость одного самолета по предложенному французами контракту составила бы почти 160 миллионов $. Сумма огромная, учитывая то, что речь идет о самолете четвертого поколения, причем относящегося к разряду "легких" истребителей, по типу F-16 или МиГ-29/35. По последним ценам, стоимость российских Су-30МКИ для Индии составляет примерно 100 миллионов $ - и это стоимость одного из самых совершенных представителей истребителей 4-ого поколения. При этом Су-30 является самолетом другого, более дорогостоящего класса "тяжелых" истребителей. По сути, идея закупки крупной партии более легких самолетов, чем Су-30МКИ, являющихся сейчас основной ударной силой ВВС Индии (уже имеется около 200 машин, всего заказано 272), имела за собой две цели: сэкономить на стоимости контракта и уменьшить свою зависимость от одного поставщика оружия (России).
Отказу от закупки Rafale способствуют и другие причины, помимо цены. На самолеты, собранные в Индии французы не дают гарантию, кроме того, не передаются технологии по полному циклу производства машин. Наверняка немаловажную роль сыграла и история с российскими "Мистралями" - вряд ли индусы захотят остаться без истребителей в момент обострения отношений с одним из своих соседей. Дальнейшие действия индийских военных, по-видимому, будут связаны с увеличением количества заказанных у РФ истребителей Су-30, причем новые машины будут полностью производиться в Индии и в модернизированном варианте. Об этом недавно говорил как министр обороны Индии Манохар Паррикар, так государственный министр иностранных дел Индии Виджай Кумар Сингх. Оба государственных деятеля отметили ценовую привлекательность и надежность Су-30.
Кроме того, из плюсов для Индии стоит отметить "привычность" истребителей Су-30 и меньшие затраты по их содержанию, так как иметь авиапарк из самолетов одного типа всегда выгоднее. Если Дели решит приобрести российские машина на стоимость 10 миллиардов $ - то общее количество заказанных у ОАК машин может увеличиться до 172-х. Возможно, часть денег будет вложена в развитие и ускорение процесса создания совместного проекта двухместного истребителя 5-ого поколения на основе российского ПАК ФА - FGFA.
Франция
Отказ от закупки огромной партии в 126 Rafale может вообще поставить крест на дальнейшем существовании данного проекта и нанести мощный удар по компании-разработчику Dassault. Проблема заключается в том, что экспорт истребителя практически отсутствует - единственным спасением может стать контракт по закупке 24-х истребителей Египтом. Количество же закупаемых самолетов ВС Франции сокращено с 310 до 180 машин. В этих условиях все еще "висит" неразрешенный вопрос с поставкой вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ РФ. Если французская государственная судостроительная компания DCNS и верфи компании STX в Сен-Назере недосчитаются денег за 2 вертолетоносца, да еще заплатят неустойки - то состояние ВПК Франции может прийти в упадок. Особенно касается авторитета Франции как производителя современного вооружения, а ведь без экспорта содержать эффективный ВПК сейчас практически нереально. Особенно в условиях сокращения военных бюджетов стран ЕС. Самое ужасное для французских оружейников это то, что с 2008 по 2013 год продажи за рубеж упали на 30%. Теперь темпы падения экспорта могут стать по истине ужасающими.
Россия
Для России эта новость, безусловно, хорошая. В условиях наметившегося экономического кризиса Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) может получить новый многомиллиардный контракт. Это позволит вложить часть денег в дальнейшую разработку перспективных проектов, коих сейчас имеется немало - только из военных это истребитель 5-ого поколения ПАК ФА, стратегический бомбардировщик ПАК ДА, новый военно-транспортный самолет ПАК ТА. Гражданское авиастроение также требует ускоренного развития.
Из негатива: стоит отметить отвратительные результаты самолета МиГ-35, являющегося глубокой модернизацией МиГ-29. Ни один тендер истребитель так и не смог выиграть, а, казалось бы, уже запланированные Египтом закупки истребителя было решено отменить в пользу французских Rafale. ВВС РФ также не закупают эту машину, ссылаясь на несоответствие требований к характеристикам. Так что на данный момент у России фактически не имеется дееспособного современного легкого многоцелевого истребителя. Последним шансом ОКБ МиГ "оживить" проект МиГ-35, по-видимому, станет возможность модернизировать самолет в течение 3-х лет, после чего Министерство обороны РФ еще раз рассмотрит возможность закупки этих истребителей в состав ВВС РФ. Только после этого к этим машинам может появиться доверие за границей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка