О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании обсудят с правительством меры поддержки

24 февраля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в Самаре проведет совещание с представителями авиационной отрасли по вопросам развития гражданской авиации

24 февраля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в Самаре проведет совещание с представителями авиационной отрасли по вопросам развития гражданской авиации. В совещании должны принять участие министр транспорта Максим Соколов, руководитель Росавиации Александр Нерадько, а также гендиректора пяти крупнейших авиакомпаний России - "Аэрофлота", "Трансаэро", "Ютэйр" "Сибири" и "Уральских авиалиний". О встрече "Известиям" рассказали сразу несколько представителей авиаотрасли. Участия Соколова в совещании подтвердила пресс-служба Минтранса. По мнению экспертов участники совещания обсудят ситуацию в отрасли и возможные меры помощи государством крупных компаний.

- Несомненно, на совещании будут обсуждать меры поддержки авиационной отрасли. Дело в том, что сейчас она столкнулась лицом к лицу с падением спроса на авиаперевозки. Это загоняет компании в зону отрицательной рентабельности. И они не смогут выйти из этой ситуации самостоятельно. Следовательно, у них будет только один путь - банкротство. Падение спроса никак не зависит от самих авиакомпаний: у них есть и достаточный авиапарк и цены, по большому счету, серьезно никто не повышал. Компании будут просить о мерах поддержки на период низкого спроса на перевозки, - считает главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. - Авиакомпаниям сейчас нужны более дешевые деньги, то есть доступ к кредитам по низким ставкам. Это государство может обеспечить частично госгарантиями и субсидиями. Самой действенной мерой, на мой взгляд, будет субсидирование ставок по лизингу воздушных судов.

Напомним, что сложности у отечественного авиарынка возникли с лета 2014 года, когда кризис ударил по туроператорам, что привело к банкротству как крупных туроператоров, так и мелких фирм. В результате снижения турспроса заметно снизились темпы роста пассажирооборота: в январе 2015 года этот показатель вырос до 5,847 млн пассажиров, что лишь на 0,2% больше, чем в январе 2014 года. К слову, в январе 2014 года пассажирооборот вырос на 8% к январю 2013 года.

В начале февраля Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (объединяет крупнейшие российские авиакомпании) направила письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, суть которого сводилась к тому, что если компании не получат поддержки от правительства, им придется пойти на повышение тарифов, что повлечет за собой снижение пассажиропотока на 10-20%. В письме также был изложен план поддержки авиакомпаний. Она, по мнению перевозчиков, должна главным образом заключаться в компенсации процентных ставок по кредитам, превышающим ключевую ставку ЦБ РФ в 15% годовых.

Ассоциация также предложила правительству предоставить перевозчикам госгарантии (их сумма не оговаривалась) и снижения налоговой нагрузки за счет "обнуления" НДС в тарифах на авиаперевозки, снижение пенсионных отчислений летчикам. Также в ассоциации предложили ввести мораторий на индексацию в 2015 году ставок аэропортовых сборов. Суммарный убыток авиакомпаний по итогам 2014 года составил 30 млрд рублей: "На результатах их [перевозчиков] деятельности отрицательно сказываются действия санкций, падение цены нефти, неустойчивость курса национальной валюты", - признали перевозчики.

- Конечно, на совещании будут рассматривать вопросы помощи авиакомпаниям, причем будут обсуждаться скорее всего меры, перечисленные в письме Ассоциации правительству. И думаю, что правительство, конечно, поможет авиакомпаниям, в том числе и по части кредитов с низкими процентными ставками отдельным перевозчикам, - предполагает директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Но на мой взгляд, правительство не должно помогать авиакомпаниям. Задача правительства заключается в создании благоприятной экономической среды, а не исправлении ошибки отдельных предприятий. Сейчас никто из перевозчиков не может обеспечить рентабельность деятельности. В нынешних условиях, перевозчики возят полупустые самолеты. По-хорошему, чтобы доходы сравнялись с расходами, нужно отдать неиспользуемые самолеты обратно лизингодателям, заплатить за это штраф, а на оставшихся самолетах в два раза поднять цены на билеты. И при этом не стоит бояться того, что пассажирооборот снизится. Согласно последним данным, он составляет примерно 90 млн пассажиров. 30 млн летает два раза в год - один раз в отпуск, второй раз - обратно. Среди этих людей произошло колоссальное падение. Остальные 60 млн - это скорее 6 млн пассажиров, которые летают по 20-30 раз в год. И они будут летать сколько бы билет не стоил. Это чиновники, предприниматели, спортсмены, журналисты.

Стоит отметить, что некоторую поддержку государство уже оказывает, правда не отрасли в целом, а отдельным перевозчикам. "Трансаэро" еще в конце декабря прошлого года получила госгарантии на 9 млрд рублей (госгарантия обеспечивает до 100% обязательств авиакомпании по целевому кредиту, привлекаемому на срок от трех до семи лет).

"Ютэйр" подала заявку на госгарантии в начале февраля (запрашиваемая компанией сумма не разглашается). Кроме того "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "Ютэйр" и "Уральские авиалинии"  (вместе они перевезли около 75% от всего пассажиропотока за 2014 год) - включены в список системообразующих мероприятий и могут претендовать на госгарантии в размере до 5 млрд каждая. Представители "Аэрофлота", "Уральских авиалиний" и "Сибирь" заявляли, что не планируют обращаться за госгарантиями.

В антикризисном плане правительства уже отмечалась необходимость субсидирования процентных ставок по лизинговым платежам и снижение НДС до 10% для внутренних перевозок. Также в январе правительство пообещало продолжить программу субсидирования межрегиональных авиаперевозок на Дальний Восток, а также в Крым. Окончательное решение по этому вопросу появится в первом квартале 2015 года, обещал Дворкович в начале января.

- В любом случае, государство заинтересовано в поддержке наших перевозчиков сейчас, потому что они платят немалые налоги, обеспечивают огромное количество рабочих мест и транспортный суверенитет государства. Иначе, если допустить крах отрасли, то, когда объем авиаперевозок начнет снова расти, нам не останется ничего, кроме как использовать услуги иностранных авиакомпаний. Более того, если у нас не будет наших перевозчиков, то никто и не будет заказывать наши самолеты, что автоматически перечеркнет намечающееся возрождение нашего авиастроения, - отмечает Гусаров.

Пока что сильнее всего кризис отразился на "Ютэйре" и "Вим-авиа" (11-е место по перевозкам в 2014 году). К "Ютэйр" уже поданы десятки исков о признании компании банкротом, общий объем требований кредиторов составляет более 9 млрд рублей. Летом 2014 года компания запустила масштабную программу сокращения издержек, которая, в том числе включается в себя масштабные сокращения в компании и частичную распродажу самолетов. На прошлой неделе ВТБ подал иск о признании банкротом "Вим-авиа". Аналогичный иск против "Вим-авиа" готовит и Сбербанк - долг компании составляет более 4,3 млрд рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка