Бизнес-Online
4 марта 2015, 19:57
Казань отправила Шойгу летающие "шапки-невидимки"
К 2018 году Казанскому авиазаводу надо подготовиться к серийному производству Ту-214 для радиоэлектронной борьбы
А с виду - обычный вертолет
Внешне вертолет Ми-8-МТПР1 ничем не отличается от обычного военно-транспортного Ми-8, на основе которого он и сделан. И только заглянув внутрь, можно понять, что эта машина особенная: салон под завязку забит "шкафами" и "ящиками" с аппаратурой, между которыми едва хватает места для кресел операторов. Кстати, вертушки - производства Казанского вертолетного завода.
"Вертолет с "Рычагом" обеспечивает подавление радиоэлектронных средств противника и одновременно работу в зоне подавления собственной авиации, - рассказал "БИЗНЕС Online" заместитель генерального директора ОАО "КОМЗ" Алексей Панин. - Работает аппаратура в радиусе сотен километров". Это означает, что в зоне действия "Рычага" сбить наш самолет высокоточным оружием будет весьма затруднительно - "глаза" радиолокационных станций попросту не увидят его. Кроме того, комплекс одновременно может вести радиотехническую разведку, выявляя чужие источники электромагнитного излучения... Отметим, что предшественница "Рычага" - станция активных помех для групповой защиты авиации "Смальта" была разработана еще в 70-х годах. Сегодня уже разрабатывается новое поколение "Рычагов", и Панин полагает, что КОМЗ, как завод с большим опытом производства аппаратуры РЭБ, вправе рассчитывать на получение заказа.
Иностранцы просят, но пока не дадим
Собственно, возникает вопрос: что общего у оптического предприятия и средств радиоэлектронной борьбы? В провальный для КОМЗа 2011 год у предприятия завязались отношения с концерном "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), и тот привлек на завод заказы по теме РЭБ. За четыре месяца было создано радиоэлектронное производство. "На самом деле, слово "оптика" это только для названия предприятия, - говорит Панин, - завод сегодня многопрофильный". Отметим, что стоимость госконтракта КОМЗа на "Рычаг" - 11,5 млрд. рублей.
"Иностранные заказчики за "Рычагом" в очередь стоят, но пока продавать не будем", - продолжил рассказ о секретном изделии заместитель генерального директора ОАО "КРЭТ" Игорь Насенков. Он коротко остановился на особенностях работы КРЭТ в новых экономических условиях: "По 2014 год мы демонстрировали серьезный рост, каждый год выручка росла процентов на 30. Объем гособоронзаказа в 2014-м вырос на 50 процентов. Сегодня появились проблемы макроэкономического характера. Прежде всего, они связаны с удорожанием импортных комплектующих, которые в нашей технике тоже есть. Второе - рост ставок по кредитам, которые сегодня стали фактически заградительными". Но Насенков довольно оптимистичен: "Подобные кризисы мы уже переживали, надеюсь, в ближайшие 2-3 месяца ставки опустятся если и не к прежним значениям, то к ним приблизятся... В целом для страны этот кризис может стать очередной точкой роста. Например, в прошлом году наш концерн выиграл работ по импортозамещению почти на 5 миллиардов". Важнейшей задачей Насенков назвал повышение производительности труда. Здесь он привел удручающую статистику: "По выработке на одного работника мы в 7-10 раз отстаем от лучших мировых компаний-аналогов, сегодня у нас этот показатель - 1,9 миллиона рублей в год".
"Рычаг" в помощь авизаводу
Хорошие новости у КРЭТа оказались не только для КОМЗа, но и для Казанского авиационного завода им. Горбунова (КАЗ). Месяц назад сообщалось о том, что концерн совместно с КБ "Туполев" начал создание комплекса РЭБ, который планируется устанавливать на самолет Ту-214. "КРЭТ недавно участвовал в эскизном проекте, он был успешно завершен. По его результатам носителем аппаратуры РЭБ был выбран Ту-214 - его предприятия концерна будут начинять сложнейшей радиоэлектронной техникой, - напомнил сегодня Насенков. - Опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2018 году, а далее - серийное производство". Неплохая перспектива для находящегося не в самом лучшем положении авиационного предприятия.
Потенциально это хороший заказ для КАЗа. Напомним, "БИЗНЕС Online" уже писал, что это как минимум 10 самолетов РЭБ на платформе Ту-214. И масштаб действий у этих машин, в отличие от Ми-8, будет более серьезный - в интересах фронтов и армий. Каа полагают эксперты, выбор Ту-214 диктуется его летно-техническими характеристиками. Наверное, сыграла и возможность упростить вопросы интеграции планера и аппаратуры РЭБ, если ее будут делать казанские предприятия КРЭТ (на заказ рассчитывает и КОМЗ), - авиазавод-то находится по соседству.
Что касается сданных сегодня вертолетов, то до 15 октября 2016 года военные должны получить еще 15 комплексов РЭБ "Рычаг-АВ"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
