О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Нога" конкурентов

По мнению специалистов, нынешний авиасалон Фарнборо-2002 заметно уступает предшествующему, на котором было заключено контрактов на 52 миллиарда долларов. Одна из причин - отсутствие показательных полетов российской авиатехники. Традиционно это зрелище собирает тысячи зрителей и является коронным номером всех авиашоу. Но на этот раз - впервые за 18 лет - российская сторона не рискнула показать в Британии свои летательные аппараты. Как пояснил руководитель российской делегации, заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин, такое решение было принято из-за угрозы ареста наших самолетов и вертолетов по иску скандально знаменитой швейцарской компании "Нога". А накануне авиасалона по этой же причине были омрачены торжества в честь полка "Нормандия - Неман": французская сторона тоже не смогла гарантировать "неприкосновенность" российских самолетов, которые должны были принять участие в традиционной встрече летчиков-ветеранов.

По разным оценкам, российский долг фирме "Нога", образовавшийся, скажем так, по недосмотру правительства Советской России и подтвержденный Стокгольмским арбитражем, составляет 60-70 миллионов долларов. Не такая уж большая сумма, чтобы терпеть подобные унижения. Тем более что косвенные потери от этой тяжбы давно превзошли размеры самого долга. Постоянная и вполне реальная угроза ареста новейшей российской авиатехники - вещь отнюдь не безобидная как с точки зрения охраны наших госсекретов, так и с позиций конкуренции на мировых рынках. Ибо разорившаяся "Нога" - это только прикрытие. Владелец фирмы Нессим Гаон давно переуступил свои долги кредиторам, которые ныне фактически действуют от его имени.

Секреты - за долги

16 сентября в Париже начнется весьма примечательный судебный процесс. В роли ответчика выступает ни много ни мало - руководство российского авиапрома. И хотя наши адвокаты судебной перспективы у этого процесса не видят, именно он стал главным аргументом в пользу того, чтобы в Фарнборо наши самолеты не отправлять. Скандальная история с попыткой ареста наших самолетов на прошлогоднем авиашоу в Ле Бурже обошла всю мировую прессу, но лишь теперь стали известны те ее пикантные подробности, о которых ни в авиапроме, ни во Франции предпочитали не упоминать: на кону оказались государственные секреты.

Накануне шоу в одном российском информагентстве появилось сообщение, в котором "ОКБ Сухого" было ошибочно названо государственным унитарным предприятием. Этого вполне хватило оперативной фирме "Нога" для того, чтобы наложить арест на истребитель Су-30 МК, а заодно и на продукцию РСК "МиГ" - учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ. Попытки доказать французским чиновникам, что на самом деле авиафирма "Сухой" - акционерное общество и что Су-30 МК не является государственной собственностью, а поэтому не может быть взят под арест за государственные долги, ни к чему не привели. Ситуация между тем складывалась нешуточная. Возникла реальная угроза, что российские самолеты, начиненные технологическими новинками, окажутся в чужих руках. Например, сам планер Су-30 МК секрета не представляет, другое дело - его бортовая электроника. Если бы западные специалисты получили к ней доступ, это могло привести к серьезным осложнениям с нашими стратегическими партнерами и, естественно, к значительным финансовым издержкам. Поэтому в дело включился сам президент, была предусмотрена даже возможность физической защиты самолетов на тот случай, если бы приставы попытались захватить их силой. В итоге всего за два часа были получены разрешения на пролет практически через всю Европу. Самолеты фирме "Нога" не достались, но зато она затеяла уголовное дело о "похищении арестованного имущества".

Дешевле заплатить

Как бы ни старались руководители отечественного авиапрома смягчить ситуацию, следует признать, что компании "Нога" все-таки удалось изрядно навредить нашему оружейному бизнесу. Авиашоу - это возможность показать товар лицом, продемонстрировать новинки и перспективные разработки. Так вот, на этот раз России пришлось в буквальном смысле объясняться с потенциальными покупателями на пальцах и при помощи буклетов. Вряд ли такой маркетинг можно признать продуктивным. Тем более что все наши основные конкуренты, а в мире осталось не так уж много государств, способных создавать современные летательные аппараты (США, Франция, объединенная Европа), в отсутствие России чувствовали себя в британском небе весьма вольготно. Итоговую сумму потерь еще предстоит подсчитать. Но в том, что потери будут, сомнений нет.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Итогов" заместитель гендиректора АВПК "Сухой" Александр Клементьев, из-за фирмы "Нога" коммерческая ситуация на авиасалоне Фарнборо-2002 складывалась для нас не лучшим образом. Виктор Комардин выразился резче: "Нам достался минимум рекламы и эфирного времени. При решении организационных, практических вопросов нам давали понять, что мы здесь третьесортная страна, в том числе из-за неучастия в летных программах". Впрочем, сами авиастроители здесь ни при чем, они - случайные жертвы. Причем случайные до нелепости. Ведь если бы фирмы "Нога" не существовало, ее следовало бы придумать.

Как полагает вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, ранее возглавлявший Главное управление по международному военному сотрудничеству Минобороны, на самом деле в тени швейцарской фирмы скрываются силы, заинтересованные в том, чтобы не пускать российскую технику на такие престижные выставки, где "конструкторская мысль России привлекает огромное внимание как мысль серьезного конкурента на рынке вооружений". Вся история с "Нога", считает Ивашов, это наглядный пример тонко выстроенной дискредитации России как конкурента, обладающего высокоразвитыми технологиями в космической и оборонной отраслях. Но иного отношения в такой жесткой сфере, как рынок вооружений, ожидать просто не приходится. Другое дело, что наши госчиновники так и не научились противостоять конкурентам или хотя бы действовать с ними на равных.

Участие в авиасалонах не приносит прямой выгоды. Но недооценивать этот момент маркетинговой деятельности нельзя. Если, например, какая-нибудь из фирм по какой-то причине не привозит свою экспозицию на очередное авиашоу, вывод следует незамедлительно: значит, дела у нее идут плохо. У нас же вышло еще смешнее - малоизвестная до поры до времени фирма сумела повлиять на политику одной из главных авиастроительных держав мира. Проще, наверное, было бы заплатить. Тем более что цена вопроса немногим больше стоимости одного самолета.

Престиж стоит денег

"Нам следовало бы заплатить и закрыть эту тему", - считает Александр Шохин, получивший в бытность вице-премьером Правительства РФ судебную тяжбу с "Нога" "в наследство" от предшественников.

Решение суда признало претензии Гаона к России безосновательными, подтвердило, что Правительство РФ было право, что отказалось в 1993-1994 годах платить Гаону те суммы, которые он запрашивал. Но теперь речь идет не о претензиях "Нога", а о плате за "ошибку в соглашении", мимо которой не прошел международный арбитраж. Мнение некоторых правительственных экспертов иное. Они считают, что если Стокгольмский арбитраж подтвердил, что Россия ничего Гаону не задолжала, то и платить ничего не надо и на огрехи в соглашении нечего ссылаться. Глава Минпромнауки Илья Клебанов тоже советует как-нибудь пережить эту ситуацию. По его словам, сейчас готовятся "соответствующие юридические действия", и уже на следующем авиасалоне российские самолеты будут летать.

Засудить Гаона и К?, может быть, и получится, а вот отменить решение Стокгольмского арбитража - нет. И потому склоки на международном уровне будут продолжаться. Российскому МИДу, например, уже не раз приходилось разрешать ситуации, связанные с действиями Гаона. Как весьма откровенно отметил в беседе с нами высокопоставленный мидовский чиновник, "совершенно очевидно, что надо это дело разблокировать. Политическое руководство страны прилагает огромные усилия для того, чтобы подправить имидж России, привлечь иностранные инвестиции, выглядеть солидно как партнер. А в деле с "Нога" мы выглядим совсем иначе. Если мы допускаем, что компания с такой репутацией гоняет нас по всей Европе, значит, это ситуация нетерпимая".

Официально же мнение МИД РФ звучит так: "Дело "Нога" наносит большой политический ущерб России, и нужно принимать меры для того, чтобы положить конец этой ненормальной ситуации". И на "принятие мер", судя по всему, надежды есть. По словам вице-премьера Алексея Кудрина, к суммам претензий швейцарской фирмы "мы готовы применять те же принципы, что и к долгу бывшего СССР". А долг СССР Россия, как известно, признала, кредиторы из Лондонского и Парижского клубов его реструктурировали, платежи идут точно по графику.

Досье

Швейцарская фирма Compagnie Noga d"Importation et d"Exportation SA основана в 1957 году. Владельцы фирмы - Давид Гаон, Нессим Гаон и г-н Герцог, сын Ицхака Рабина, бывшего премьера Израиля, зять Нессима Гаона. Отделения компании были открыты в различных странах мира, в том числе в Бразилии, Великобритании, Венгрии, Испании, Польше, Португалии, США, Франции.

В конце 80-х глава швейцарской фирмы Нессим Гаон не без содействия правительства РСФСР вложился в производство томатов в Крыму (расплачиваться с Гаоном предполагалось выращенной продукцией). Но помидор на крымской почве не задался, и миллион долларов растворился в степном солончаке. Что, впрочем, Гаона отнюдь не обескуражило, уж очень хотел работать в России. Гуманитарную помощь оплачивал и даже советскую элиту в Америку возил за свой счет. Помогло. Именно на него поставило правительство, когда выбирало поставщика потребительских товаров. Помидорные деньги Гаон вернул сторицей.

В апреле 1991 года вице-премьер Геннадий Кулик подписал от имени правительства первое соглашение с компанией "Нога", чуть позже - два дополнения и второе соглашение для финансирования поставок сельхозхимикатов. Погашаться задолженность за продовольствие и ТНП должна была за счет поставок российской нефти и мазута. Второе соглашение оговаривало отказ правительства от иммунитета - то есть в случае чего на зарубежные авуары российской стороны могло быть наложено взыскание. Этим "Нога" и воспользовалась позднее.

То ли обаяние западного бизнесмена сработало, то ли иные деликатные соображения, но в соглашении содержалось уникальное для мировой практики положение о том, что если компания нарушает свои обязательства и своевременно не поставляет товары, то российская сторона не имеет права прекращать поставки ей нефти и нефтепродуктов. Российская же сторона, поняв, что Гаон играет нечисто, с апреля 1992 года приостановила поставки нефтепродуктов. По мнению российских экспертов, соглашения были заключены "безобразно с юридической точки зрения": не было межбанковских соглашений - Гаон сам вел учет, сумма задолженности России перед компанией "Нога" не была зафиксирована ни в одном российском учреждении.

14 декабря 1992 года "Нога" обратилась с жестким требованием к премьеру Виктору Черномырдину о выплате 299 миллионов долларов в счет погашения долга. По словам вице-премьера Александра Шохина, курировавшего в ту пору внешнеэкономические вопросы в правительстве, "долг фирме мы пытались подтянуть под реструктуризацию по линии Лондонского или Парижского клубов, но сначала провести его выверку. Гаон с этим категорически не соглашался. При этом он настолько жестко ставил вопрос о подаче иска, что в Минфине рассудили, так: надо бы заплатить ему процентов десять при условии отказа от подачи иска до окончательной выверки. Это было ошибкой, поскольку потом выяснилось (проверку проводило КРУ Минфина с привлечением аудиторской фирмы "Прайс Уотерхаус" и юридической фирмы "Клири, Готтлиб, Стин и Гамильтон"), что мы ничего Гаону должны не были, а этот первый платеж стал одним из аргументов в пользу того, что мы признали долг".

"Нога" между тем обратилась с иском в Люксембургский суд. В результате на авуары российского правительства и его агентов - ЦБ России, Внешэкономбанка, Внешторгбанка России, Минфина, МВЭС, Минэкономики, Минсельхоза, фирм "Роснефтепродукт", "Роснефтеимпекс" (всего 34 российские внешнеторговые организации) - в 32 отделениях иностранных банков в Цюрихе и Люксембурге с 11 июня 1993 года до начала слушания был наложен обеспечительный арест. Общая сумма арестованных стредств составляла 600 миллионов долларов. Правда, позднее российской стороне удалось добиться снятия ареста.

13 августа 1993 года Гаон отправил Борису Ельцину письмо, где сообщал, что в суд он обратился вынужденно и просил лично разобраться в ситуации. В итоге была сформирована правительственная комиссия во главе с Олегом Сосковцом, активным сторонником мировой с Гаоном (к тому времени претензии последнего перевалили за 650 миллионов долларов). В конце ноября 1994 года было достигнуто соглашение, по которому Гаону было обещано 50 миллионов. Но за это время стали известны результаты проверки, и выяснилось, что "Нога" значительно завысила суммы полученных ею кредитов и занизила стоимость поставленных ей энергоносителей. Более того, правительство даже переплатило "Нога".

Все это признал и Стокгольмский арбитражный суд. Однако суд постановил выплатить "Нога" 22 миллиона долларов прямого ущерба и набежавшие проценты - именно за ту строчку в соглашении, где говорилось о непрекращении Россией поставок Гаону энергоносителей. Об этих деньгах и идет речь, когда Гаон и его кредиторы (за последние пять лет компания фактически обанкротилась, и от имени Гаона действуют по большей части его правопреемники, выкупившие долги) пытаются арестовать российские самолеты и корабли. И в том, что у России образовался такой долг, правительство РСФСР, заключившее в 1991 году соглашение с г-ном Гаоном, само и виновато. А нынешнее правительство, увы, является его правопреемником....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка