О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо нуждается в хозяине

- Евгений Иванович, что же это за неделя такая выпала - одно летное происшествие за другим? Неужели простое стечение обстоятельств?

- Во все времена наблюдались какие-то вспышки летных происшествий, и в Военно-воздушных силах СССР, и в гражданской авиации. Как говорится, беда никогда не приходит одна.

- А какое-то рациональное объяснение происшедшему имеется?

- Некоторое логическое объяснение может заключаться в том, что на июль - август всегда приходится пик летной деятельности. Пассажиры начинают сниматься с мест, так как в разгаре сезон отпусков. И интенсивность военной авиации возрастает, поскольку погодные условия устойчивые. Но если взять такой показатель, как налет на одно летное происшествие, то он фактически в эти месяцы незначительно ниже, чем в целом по году. Тем не менее командиры, начальники, руководители, организующие летную работу, должны фактор интенсивности учитывать.

- В связи с катастрофой во Львове скажите, что из себя сейчас представляет украинская авиация?

- Украинская авиация достаточно мощная. Это стратегическая и бомбардировочная авиация на Су-22 и фронтовая на Су-24. Есть истребительная авиация, летающая на самолетах Су-27 и МиГ-23, есть штурмовики Су-25. Я думаю, что не будем сейчас касаться проблем украинской авиации. В целом в странах СНГ тенденции по налету таковы, что по сравнению с Советским Союзом количество часов, проводимых летчиками в воздухе, становится меньше. Оно меньше даже научно обоснованных норм.

- На Украине уже арестовали командующего Военно-воздушными силами, и есть версия о том, что в катастрофе виноваты пилоты. Как бы вы это прокомментировали?

- Знаете, авиация всегда привлекала к себе большое внимание людей. А тут праздник, и все сошлось воедино: сложность в управлении машиной плюс эмоционально-психологические нагрузки на летчиков, связанные с тем, что на тебя смотрят тысячи людей. В таких условиях всегда хочется постараться, чтобы вышло лучше. Когда я летал, нам всегда говорили: не старайся, можешь навредить себе, делай всегда так, как ты научен, и будет все в порядке.

Такие массовые мероприятия, как летные праздники, где присутствуют тысячи людей, требуют высочайшей организации, строжайшего соблюдения законов летной службы, наставлений, инструкций, мер безопасности. Здесь ничего не должно делаться формально, поскольку все полеты связаны с риском для жизни, или летчиков, или тех, кто находится на земле, или тех и других вместе. Это очень деликатная и опасная сфера деятельности человека. Мне приходилось в свое время организовывать подобные праздники. Помню, я тогда денно и нощно занимался с каждой группой и с каждым летчиком отдельно, с руководителем полетов. Мы анализировали погоду, проводили тренировки бесконечные, вводили ограничения по месту, чтобы траектория движения самолета не проходила над скоплением людей... Думаю, что организаторы полетов во Львове поступали аналогично.

- Но ведь и в советские времена аварии случались и самолеты падали?

- Тем не менее считаю, что на сегодняшний день надо как-то остановиться, осмотреться. Пора проанализировать объективные или субъективные причины, которые мы имеем в аварийности, обдумать тот факт, что в гражданской авиации часто коммерческий интерес становится выше безопасности полетов.

- Что конкретно вы предлагаете сделать, чтобы повысилась безопасность полетов,чтобы исключить такие случаи, как катастрофа в минувшие выходные Ил-86 в "Шереметьево"?

- У нас в настоящее время имеется три вида авиации. Первая - государственная авиация: Минобороны, МЧС, МВД, погранвойск... Безопасность полетов этого вида авиации курирует Служба безопасности полетов авиации вооруженных сил. Второй вид - гражданская авиация. Ее безопасность блюдет Государственная служба гражданской авиации, входящая в Министерство транспорта. Есть еще экспериментальная авиация, за безопасность которой отвечает Росавиакосмос. И получается, что в государстве российском нет сегодня единого государственного органа, который бы имел право распространять свою деятельность на все три вида авиации. Я, конечно, не сомневаюсь в объективности расследования любого летного происшествия, но в условиях ведомственности может случиться так, что "своя рубашка ближе к телу".

У нас нет государственной политики сегодня в деле обеспечения безопасности полетов. Пришло время консолидировать усилия всех, кто связан с авиацией, обеспечением безопасности полетов, чтобы в государстве был тот орган, который бы отвечал за все, начиная от выработки государственной политики, кончая профилактикой авиационных происшествий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка