О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Человеческий фактор составляет 80%"

Первая авиакатастрофа в истории самого безопасного российского авиалайнера Ил-86 вызвала разговоры о надежности отечественной авиатехники и квалификации пилотов. О ситуации с безопасностью полетов в гражданской авиации специальному корреспонденту "Газеты" рассказал президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук.

- В ходе расследования катастрофы аэробуса Ил-86 вновь заговорили о человеческом факторе...

- По тому, как падает самолет, ни один специалист сказать ничего не сможет. Можно лишь сказать, что экипаж самолета был очень хорошо подготовлен. Это классные специалисты с очень большим налетом. Авиакомпания, которую они представляли, является одной из ведущих в России. У "Пулково" один из лучших показателей по безопасности полетов. Могу заверить, что на сегодняшний день российский летный состав вполне подготовлен для того, чтобы выполнять безопасные полеты.

- Но катастрофа грузового Ил-76 в Жуковском вскрыла факты подделки технической документации на двигатели и неподготовленность самолета и экипажа к полету.

- Это был нонсенс. Считаю, что этот рубеж мы давно преодолели, и больше в гражданской авиации не будет повторов середины 90-х годов.

Но сколько в обозримом будущем ни будет существовать авиакомпаний, 100% безопасности вам никто и никогда не даст. Человеческий фактор как в России, так и за рубежом составляет порядка 80%. К сожалению, человеку свойственно ошибаться, и он будет ошибаться.

- А что говорит статистика?

- Безопасность полетов в российской гражданской авиации выше среднего уровня, чем в странах - членах ИКАО (Международная организация гражданской авиации). Для марки самолета Ил-86 - это первая катастрофа за всю его историю. Ил-86 - один из самых надежных в мире.

2х2=4

- Какой самолет самый безопасный?

- Такого понятия не существует. Есть самолеты, у которых лучше или хуже аэродинамические характеристики. Это профессиональный термин. Если брать этот показатель, то самолеты Ильюшина лучше Туполева. Это мое личное мнение летчика, хотя я летаю на "Ту" и люблю этот самолет.

- Влияет ли количество двигателей на безопасность самолета?

- Чем больше двигателей, тем можно сказать, что самолет надежнее. У Ил-86 4 силовых установки. Даже если две выйдут из строя, то самолет еще сможет летать. Если у воздушного судна всего два двигателя, то выход из строя одного приводит к потери 50% мощности.

Главное - хвост

- А где больше шансов выжить в хвосте или носу самолета? В автомобиле считается заднее сидение безопаснее передних.

- Есть хорошая поговорка: "кому на роду написано быть повешенным, тот никогда не утонет". Поэтому подгадывать где, когда, в хвосте или в середине - бесполезно. В случае с Ил-86 стюардессы выжили в хвосте самолета, потому-то лайнер падал на нос. Некоторые считают, что в хвосте, но если самолет падает на хвост, то картина обратная. В восьмидесятые годы в Пулково у Ту-154 при посадке отломился хвост. 9 человек, находившихся в этом отделении погибли. Остальные остались в живых.

Если происходит столкновение самолетов в воздухе или падение неуправляемых самолетов с большой высоты, то вероятность остаться живым практически равна нулю. Если же самолет планировал или авария произошла на взлете, то шансы кому-то уцелеть существуют.

Во время второй мировой войны летчик упал без парашюта с семи тысяч метров. Он приземлился на крутой склон горы в сугроб. Травмы, конечно, были, но в живых он остался. В середине шестидесятых годов авиалайнер разрушился на большой высоте. Стюардессу вырвало из салона вместе с креслом, к которому она была привязана и куском обшивки самолета. Эта обшивка сыграл роль листочка, который парил по воздуху. Благодаря этому она благополучно приземлилась.

У природы нет плохой погоды

- Какое время суток или года наиболее благоприятно для полетов? Где бы Вы советовали брать места в салоне?

- Самые сложные сезоны переходные (весна и осень). Если говорить субъективно, то благоприятное время для полетов это утро. Организм отдохнул, человек пришел после сна. Утром наименьший ветровой режим. Но утренние часы опасны тем, что могут быть локальные туманы, ухудшается видимость. Летом грозы ходят, болтанка, зимой опасно обледенение.

- Заставляют ли авиакатастрофы задуматься руководство авиакомпаний над обновлением парка?

- Такие происшествия никак не влияют на обновление. Существуют лишь объективные экономические условия смены самолетов. Но хочу сказать, что некоторые шумные самолеты по уровню безопасности стоят выше, чем новые самолеты, которые только начинают выпускаться. Однако, если самолет старый, это не значит, что он не безопасный. За ним стоят люди, которые отвечают за техническую годность и несут за это уголовную ответственность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка