Время МН
1 августа 2002, 12:03
Чиновники приказали самолетам не падать
Однако дальше карательных санкций дело, похоже, не пойдет. Оказывать воздушным перевозчикам помощь в приобретении современных пилотажных тренажеров стоимостью по миллиону долларов каждый или обучающего оборудования, не говоря уже о содействии в приобретении новых самолетов, никто не собирается. По этой причине большинство авиакомпаний сейчас вынуждены бороться за повышение безопасности полетов исключительно за счет собственных, порой весьма скудных средств. Что из этого получается, напоминать вряд ли стоит.
Недооценивать дешевые, но крайне важные способы подготовки экипажей, конечно, ни к чему. Как сказала "Времени МН" главный психолог авиакомпании "Волга - Днепр" Элеонора Сурина, к числу ключевых проблем относится синдром непогрешимости, которым нередко страдают летчики с многолетним стажем. Это проявляется в переоценке собственных возможностей, упрощении принимаемых решений, пренебрежении занудными стандартными эксплуатационными процедурами. Тесты на психологическую совместимость членов экипажа, сделать обязательными которые только сейчас собираются чиновники, давно проводятся добросовестными авиаперевозчиками. Оно и понятно, ведь те же гигантские самолеты "Руслан" летают над нашими головами не только с очень тяжелыми, но и порой чрезвычайно опасными грузами вроде ядерных материалов. Страшно даже представить, что может произойти, если, к примеру, пилот и командир корабля в экстренной ситуации не найдут общего языка, как это произошло при прошлогодней катастрофе Ту-154 под Иркутском.
Кстати, проигрывание на видеотренажерах этой трагедии стало неотъемлемым элементом подготовки экипажей во многих авиакомпаниях. Просмотрев один из таких клипов, где все роли, как правило, исполняются профессиональными актерами, могу сказать, что леденящее кровь зрелище ни в чем не уступает голливудским боевикам. Просматривая подобные фильмы, построенные на реальных событиях, летчики учатся избегать трагических повторений. Но это, пожалуй, и все, что могут позволить себе наименее стесненные в средствах отечественные воздушные перевозчики. Государство же практически самоустранилось от решения проблемы, грозя лишь санкциями виновникам авиапроисшествий, но не давая на ее решение ни рубля.
Между тем, если бы такая поддержка была, Россия благодаря последним разработкам оборонки могла бы повысить свою авиационную безопасность на порядки. Специалистами РСК "МиГ" и Государственного летно-испытательного центра имени Чкалова создана не имеющая аналогов в мире бортовая активная система обеспечения безопасности полетов (БАСБП). Эта разработка способна оказывать интеллектуальную поддержку экипажу в критических ситуациях, обеспечивать в полете мониторинг технического состояния бортовых систем, выдавать информацию о стрессовом состоянии летчика. Более того, при неадекватном реагировании экипажа на опасную ситуацию система может взять управление на себя, перевести самолет в безопасный режим полета. Данное оборудование может устанавливаться как на военных, так и на гражданских летательных аппаратах российского и зарубежного производства. Однако, учитывая немалую стоимость БАСБП и полное равнодушие чиновников, рассчитывать на скорое оснащение ею отечественных лайнеров, а значит, и повышение безопасности полетов, не приходится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
