О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Легче легкого

В 2016 году начнутся летные испытания новейшего российского пассажирского самолета МС-21

В 2016 году начнутся летные испытания новейшего российского пассажирского самолета МС-21.

Объединенная авиастроительная корпорация предоставила "Российской газете" возможность в буквальном смысле дотронуться рукой до самолета будущего.

Где роботы обувают

Название лайнера означает "магистральный самолет XXI века". Он должен занять до 10% мирового рынка в своем классе.

Как и все современные самолеты, МС-21 географически не привязан к одному заводу. Производство самолетов ведется в широкой кооперации. Головное предприятие - "Корпорация "Иркут". Окончательная сборка лайнера, производство планера и ряда деталей идет на заводе в Иркутске. Двигатели делают в Перми, шасси в Нижнем Новгороде, композитные части хвостового оперения в Обнинске, обтекатель центроплана в Воронеже, в Ульяновске на заводе "Авиастар" - суперпанели фюзеляжа, двери и др. агрегаты, на "АэроКомпозите" главную "изюминку" - "черное крыло" и центроплан из композитных материалов.

Беру курс на Ульяновск. Из Москвы сюда летает рейсовый "Бомбардье". В целом довольно комфортный канадский самолет на полсотни пассажиров. Но пассажир и стюардесса с тележкой в проходе не могут разойтись. А вот в МС-21 такой проблемы не будет, по уровню комфорта он схож с дальнемагистральными самолетами, имея самый широкий фюзеляж среди "одноклассников" - почти 4 метра. Русский размер.

...Чтобы попасть в цех "АэроКомпозита", где делают "черные крылья", надо стать белым. Облачаюсь в белый халат и обуваю бахилы. Точнее, обул меня робот: ногу в ящик, громкий щелчок - и твой ботинок в полимере.

Это самая большая "чистая комната" в стране: цех площадью 11 тыс. кв. метров. Влажная уборка помещения - три раза в день.

- И единственный завод в мире, где сосредоточен весь цикл производства композитных конструкций самолета, - замечает гендиректор "АэроКомпозита" Анатолий Гайданский.

Привычный алюминий заменяют на композиты из-за выигрыша в весе. Хотя в цифрах это не так и много: 5 - 7%. Но более легкий самолет ощутимо экономит топливо. И что еще важнее - композитные материалы позволяют создать невероятные в плане аэродинамики конструкции. Если повторить такие в металле, то вес существенно возрастет. Новый самолет будет на треть состоять из композиционных материалов.

Перекресток миров

В Ульяновске МС-21 обеспечит работой тысячи человек. В основном трудятся местные, но масштабная производственная программа требует все больше рабочих мест. За год на завод "Авиастар" трудоустроилось 200 иностранцев. Некоторые приехали с авиазаводов в Узбекистане и Казахстане, но больше всего рабочих рук нам "подарила" Украина. Причем специалистов высокой квалификации. Похоже, на Украине авиапромышленности пришел полный "майдан". Допрыгались. А у нас некоторым русскоязычным рабочим в ускоренном порядке уже предоставили гражданство.

Заработки зависят от специальности. Например, в центре окраски предприятия "Спектр-Авиа" средняя зарплата 41,5 тыс. рублей.

- Но маляр у меня в хороший месяц зарабатывает до 80 тыс., - уточняет директор центра Сергей Карташев. - Бывают авралы, когда люди зарабатывают до 150 тыс.

В прошлом году приехали два маляра: из Луганска и из Харькова. Там о таких объемах и заработках даже и не мечтают. Хотя и по меркам Ульяновска работа на авиапроизводстве выглядит очень привлекательной. И это сейчас, когда, повторюсь, производство МС-21 только начинается. Самолет взлетит в следующем году, а в конце 2018-го предполагается его сертификация с последующими поставками заказчикам.

По оценке вице-премьера Дмитрия Рогозина, в ближайшие 20 лет будет продано до 1000 МС-21.

Курица как птица

Термины "композиты" и "углепластик" легко вошли в наш обиход. Ну, композитный самолет, и что такого. Вопрос на засыпку: а собственно, что это такое и как из него делают самолеты?

Представьте себе: перед вами рулон с угольной лентой. По научному - сухое углеродное волокно. Звучит прозаично, выглядит буднично. Но дальше начинается фантастика. Мне выдают очки, защищающие глаза от лазера, и гендиректор "АэроКомпозита" ведет в цех, где из этой угольной ленты выкладывают будущее крыло. Шарообразный робот, свешиваясь с потолка, деловито начинает лазером спекать эти ленточки. Когда конструкция обретет формы, ее повезут в исполинскую печь...

Перевозят по цехам "черное крыло" на дистанционно управляемых платформах. Вместо обычного крана - исполинские тиски-"клешни", которые фиксируют груз при помощи сотен вакуумных присосок. Это чтобы царапины на "черном крыле" не осталось. Впрочем, угольные нити тоньше человеческого волоса, но крепче стали.

- Конструкции из композитов проходят жесточайшую проверку, - заверяет Анатолий Гайданский, демонстрируя стенд, где крыло проверяют ультразвуком.

А самых больших скептиков должен утешить иной аргумент. Американский "Боинг-787" "Дримлайнер", который по содержанию композитов сопоставим с МС-21, летает уже восемь лет. И его "углепластиковое" крыло неплохо выдерживает втрое больший вес.

Собранный в Ульяновске киль испытывали в ЦАГИ. Кроме проверки на прочность провели эксперимент, имитирующий столкновение с птицей на большой скорости. Для этого из специальной пневматической пушки по килю "стреляли" мертвыми курицами.

Киль достойно выдержал все испытания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка