Независимое военное обозрение
2 августа 2002, 10:30
Россия свои задачи решила
Итоги
Для анализа российской экспозиции на "Фарнборо 2002" необходимо ясно понимать как роль этого салона в общей системе международных выставок, так и региональную маркетинговую политику наших продавцов оружия. В противном случае анализ будет непродуктивным и сведется к обсуждению деятельности швейцарской фирмы "Нога", из-за "юридического терроризма" которой в Англию не полетел ни один из российских боевых самолетов.
В конце 80-х - начале 90-х годов масштабное представительство России в Фарнборо с новыми для Запада самолетами преследовало в основном политическую цель - демонстрацию открытости и "нового мышления". Однако постепенно сформировалось понимание: это - "не наш" салон, что, кстати, проявилось уже в 2000 г.
В мире ежегодно проходит примерно 30 крупных оружейных выставок. Как считают эксперты, Россия должна участвовать примерно в половине из них. Присутствие еще на нескольких салонах вызвано политическими соображениями и соответственно указаниями "сверху". Наибольшее коммерческое значение имеют для отечественных фирм салоны, проводящиеся в Индии, арабских странах и отчасти в Юго-Восточной Азии. Особняком стоят китайские выставки. С одной стороны, они очень важны в свете крепнущего ВТС с Пекином, с другой - активный маркетинг на них затруднен особенностями политики Китая, болезненно относящегося к разглашению оборонной информации. Кстати, в большей или меньшей степени такая политика характерна и для большинства остальных покупателей российского оружия.
Нынешняя российская экспозиция в Фарнборо отражает сложившиеся реалии, что и дало возможность ответственным деятелям правительства и системы ВТС оценить выставку как успешную для нашей страны. По словам главы Минпромнауки Ильи Клебанова, отечественных компаний в Фарнборо стало меньше, а экспозиция - больше. Возросли масштабы участия в выставке главного российского продавца оружия - "Рособоронэкспорта": занимаемая им выставочная площадь увеличилась в два раза по сравнению с 2000 г.
Помимо задачи "демонстрации флага" отечественные предприятия решали ряд тактических проблем. Во-первых, это закрепление позиций на европейском и - отчасти - мировом рынке модернизации ранее поставленной советской (российской) техники. Во-вторых, развитие связей с теми странами, которые тяготеют к британской выставке (Африка, Америка). В-третьих, продвижение кооперационных программ с ведущими западными фирмами.
Модернизация
Салон подтвердил - у цивилизованных стран сложилось понимание, что модернизация техники российского производства невозможно без участия ее разработчиков и производителей. В этом контексте весьма показательны результаты, достигнутые в ЦВЕ корпорацией "МиГ".
Ближайшей тактической целью отечественной промышленности в Европе является борьба за заказ стран Вышеградской группы на модернизацию боевых вертолетов Ми-24. В этом направлении уже активно действуют компании Великобритании, Израиля, Франции, ЮАР и других стран. Участие МВЗ имени Миля и, возможно, "Роствертола" в модернизации этих машин практически гарантировано, однако отечественные предприятия пока не могут сформировать боеспособную кооперацию, которая позволила бы получить значительную долю заказа. Отметим, что презентация российских вертолетных программ вызвала особое внимание зарубежных специалистов и прессы. Среди них - новая кабина тяжелого Ми-26, варианты модернизации Ми-24 (Ми-35), аппаратура, разработанная Уральским оптико-механическим заводом.
Интерес вызвал и новый тренажер фирмы "Р.Е.Т. Кронштадт", позволяющий на самом современном уровне готовить экипажи широко распространенных в мире вертолетов Ми-17. Более подробно о тренажерных проектах "НВО" расскажет в следующих выпусках.
Хотя российские самолеты не прилетели на Фарнборо, технику отечественного производства посетители все же увидели. Это построенный в Тбилиси и модернизированный в Израиле штурмовик Су-25КМ и истребитель МиГ-21 из Румынии, также доработанный израильскими специалистами. Правда, репутация последнего существенно подмочена: после проведенной на 102 машинах модернизации случилось 14 летных происшествий, в которых погибли 8 пилотов. По мнению российских экспертов, произошло это из-за неквалифицированного вмешательства в критически важные системы самолета. Эксперты также отмечают, что поспешно сделанные израильские доработки не находят покупателей.
Контракты
"Рособоронэкспорт" в Фарнборо подписал контракт с британской компанией "Суррей Сэтилайт Технолоджи" на запуск в 2003-2004 гг. восьми микроспутников. Они будут выводиться на орбиту тремя ракетами-носителями "Космос" с российского космодрома Плесецк. Аппараты формируют спутниковую группировку, предназначенную для слежения за катастрофами и стихийными бедствиями. Она носит название DMC и создается совместно: Алжиром, Китаем, Нигерией, Таиландом, Турцией, Вьетнамом и Великобританией. Спутники DMC позволят вести ежедневную многократную фотосъемку поверхности земли, с разрешением до 4 метров (до 32 метров в многоспектральном диапазоне). Немедленная передача информации на землю отличает новые аппараты от более ранних систем в сегменте малых и относительно недорогих спутников.
Сумма контракта относительно невелика, однако симптоматичен сам по себе факт ставшего постоянным присутствия "Рособоронэкспорта" на рынке космических услуг, кроме того, новый контракт свидетельствует о движении вперед в сотрудничестве российского ОПК с британскими фирмами, которые явно отстают от уровня контактов с другими странами Запада.
Следует отметить масштабное выступление на выставке авиакомпании "Волга-Днепр", ведущего мирового игрока на рынке сверхтяжелых перевозок. Она подписала в Фарнборо контракт о строительстве нового тяжелого транспортника Ан-124-100, который позволит увеличить флот этих машин до 10. Кроме того, "Волга-Днепр" заключила соглашение о создании модернизированного Ан-124-100М, грузоподъемность которого составит 150 тонн против нынешних 120. Отметим, что созданный российскими и украинскими предприятиями прибыльный рынок сверхтяжелых перевозок на Ан-124 переживает бум - доходы работающих в этой сфере компаний возросли в первом полугодии на 66 млн. долл. и достигли 157,4 млн. долл. Во многом это связано с тем, что ведущие державы мира осознали все выгоды переброски миротворцев и гуманитарной помощи на сверхтяжелых российских самолетах.
Будущее
Хотя, по оценке главы делегации "Рособоронэкспорта" на выставке Виктора Комардина, отсутствие российских самолетов в Фарнборо нанесло ущерб прежде всего организаторам салона, появились признаки, что правительство намерено решить проблему "Ноги". Глава Минпромнауки пообещал, что российские боевые самолеты будут участвовать во всех последующих крупных выставках. По информации "НВО", нанятые правительством американские адвокаты уже готовят соответствующие юридические действия.
В ходе переговоров с организаторами выставки достигнута договоренность о том, что в 2004 г. нашей делегации будет выделена площадь для организации единой экспозиции. Фактически речь идет о создании российского павильона в Фарнборо, для которого резервируется 1500 кв. м (в этом году - 1200 кв. м). При этом фирмы сохранят возможность в рамках российского павильона самостоятельно арендовать площади у организаторов.
Анализируя российскую экспозицию, нельзя не заметить внедрение новых форм рекламы и PR. Тенденцию перехода от кустарных технологий к индустриальным демонстрировал, в частности, "Рособоронэкспорт", который начал совместный рекламный проект с британской "Джейнс Информэйшн Групп", ведущей мировой компанией в сфере военно-технической информации. На выставке был продемонстрирован первый результат такого сотрудничества - буклет, посвященный наиболее популярной в мире продукции отечественного ОПК.
Фирмы
В этом году в Фарнборо свою оборонную продукцию представляли 20 российских фирм. Помимо грандов российского самолетостроения - "МиГа", "Су", "Ила" и "Ту" - были заметны двигателестроители "Салют" и "Сатурн", показавшие свои модернизированные варианты АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги. Не отставали от них и две интегрированные структуры, специализирующиеся на разработке и производстве бортового оборудования: "Технокомплекс" и "Аэрокосмическое оборудование".
АВПК "Сухой" вопреки ожиданиям не сделал в своем выставочном PR акцента на пятом поколении. Более того, даже тема многофункционального истребителя Су-35 звучала приглушенно. По информации "НВО", это связано с тем, что активная реклама перспективных и экспериментальных самолетов вызывает некоторое раздражение в руководящих кругах системы ВТС, поскольку осложняет торговлю "готовым товаром".
Основную ставку в Фарнборо "Сухой" сделал на свой гражданский проект, региональный пассажирский самолет RRJ. Эту программу в Британии активно поддержали представители "Боинга". В то же время глава АВПК "Сухой" Михаил Погосян отказался назвать стоимость проекта RRJ и указать, за счет каких средств он будет продвигаться.
Источники "НВО" сообщили о том, что переговоры по Су были среди важнейших тем выставки, до конца года будут заключены сделки как с традиционными, так и с новыми партнерами. Одна из них - готовящийся контракт на поставку ВМС Китая 28 истребителей Су-30МКК.
Переговорная активность РСК "МиГ" также была весьма интенсивной и успешной. По словам главы Инженерного центра "ОКБ имени Микояна" Владимира Барковского, интерес со стороны иностранных партнеров резко возрос после того, как корпорация заключила контракты на поставку самолетов пяти новым заказчикам и выиграла тендеры на ремонт и "малую модернизацию" МиГ-29 в трех из пяти европейских стран. Суммарный заказ фирмы почти достиг 1 млрд. долл., а планы производства на 2002-2003 гг. предусматривают ежегодный выпуск 40 машин. Представители РСК прогнозируют появление у МиГов новых заказов еще до конца года. Обращает на себя внимание, что РСК активно готовится к авиакосмическому салону в Чжухае, что может быть свидетельством готовящегося возвращения "МиГа" на китайский рынок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
