Компьютерра
31 марта 2015, 19:35
Дмитрий Трофимов: "Для любой "воздушной гавани" внедрение ИТ-технологий - стратегически важный шаг"
О том, какое место отведено ИТ-инфраструктуре в современном аэропорте сегодня, в интервью "Компьютерра" рассказал Дмитрий Трофимов, директор департамента транспорта и авиации группы "Астерос"
Эксперты сходятся во мнении, что глобальные спортивные события уровня Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, дают мощный импульс для развития объектов национальной инфраструктуры. В частности, аэропортовых комплексов. В преддверье мундиаля наиболее подготовленным к пиковым нагрузкам в рамках ЧМ-2018 на данный момент является московский авиаузел. На финальные этапы работ вышел аэропорт "Пулково" в Санкт-Петербурге. К 2018 году будет завершена модернизация воздушных хабов Калининграда, Екатеринбурга, Казани, Самары. К событию в мире большого футбола в аэропортах Нижнего Новгорода, Саранска и Волгограда будут построены временные объекты инфраструктуры. В Ростове-на-Дону в декабре 2017 года планируется ввести в эксплуатацию новый терминал "Южный". При этом, отвечая вызовам времени, авиационная индустрия уделяет особое внимание информационным технологиям. О том, какое место отведено ИТ-инфраструктуре в современном аэропорте сегодня, в интервью "Компьютерра" рассказал Дмитрий Трофимов, директор департамента транспорта и авиации группы "Астерос".
- В аэропортах каких городов, где пройдут матчи ЧМ-2018, ИТ-инфраструктура не потребует серьезных изменений?
- Крупнейшие российские международные аэропорты, в том числе "воздушные ворота" Московского авиационного узла, "Пулково", всегда старались идти в ногу со временем, поэтому к предстоящему ЧМ-2018 их ИТ-инфраструктура не потребует серьезных изменений. Но масштабные государственные или спортивные мероприятия всегда становятся драйверами модернизации: увеличивающийся пассажиропоток требует наращивания мощностей. Так, сначала была "великая олимпийская стройка", в рамках которой существенно модернизировали воздушную гавань в Сочи и близлежащие транспортные узлы. Вслед за этим, начали подтягиваться другие региональные аэропорты. Естественно, Чемпионат мира по футболу подстегнул авиационную отрасль к более глобальной реконструкции - часть работ в городах-участниках уже завершена, где-то еще продолжается.
Безусловно, после модернизации аэропорты, особенно в регионах, достойны самой высокой оценки, учитывая их изначальное состояние. Все они соответствуют самым высоким стандартам ICAO, которая устанавливает международные нормы гражданской авиации и координирует деятельность аэропортов, в том числе для повышения их безопасности и эффективности.
- Каким вы видите современный аэропорт? Какова его ИТ-начинка?
- Современный аэропорт - это город в городе, с офисами авиакомпаний, государственной границей и собственной досуговой инфраструктурой. Учитывая масштабное строительство и предстоящее расширение российских авиаузлов, важной вехой на пути развития аэропортовой ИТ-инфраструктуры является развитие инструментов оповещения пассажиров, например, информационные киоски. Они представляют собой небольшие многоязычные call-центры, с помощью которых человек сможет без проблем ориентироваться на территории авиаобъекта.
Кроме того, в последнее время особую популярность набирают мобильные приложения, например, которые помогают удаленно проходить регистрацию на рейс или обладают навигационной системой по аэропорту. Думаю, что в ближайшем будущем высокий спрос также получат системы класса Passenger Access Control, которые призваны безошибочно определять местонахождение человека, а значит, осуществлять быструю посадку на борт, тем самым существенно экономить на простоях воздушных судов. Говоря о новейших тенденциях в области инфраструктуры аэропортов, стоит отметить системы саморегистрации. Несмотря на то, что они имеют довольно простую технологическую составляющую, должно пройти время, прежде чем люди к ним привыкнут.
- Учитывая экономическую ситуацию, аэропорты, как и любые другие объекты городской инфраструктуры, стремятся оптимизировать свои капитальные расходы. Может ли ИТ способствовать решению этой задачи?
- Да, безусловно. Я бы сказал, что там, где необходимо исключить человеческий фактор, нужна автоматизация. Современные технологии позволяют выстроить работу штата вплоть до применения анимированного управления, для наглядности и визуализации процессов, связанных с грузоперевозками, подачей трапа, обслуживанием воздушных судов. На практике это означает, что у аэропорта всегда будет корректная информация о действиях и месторасположении сотрудников, а при соответствующей интеграции с внутренней ИТ-инфраструктурой - возможность планирования загрузки техники и работников, аналитики и прочее. Для авиаузла преимущества очевидны - сокращение простоев, оптимизация персонала и техники, повышение безопасности и многое другое. Примером подобного решения может стать система, основанная на методе триангуляции, реализация которого предполагает создание беспроводной сервисной сети в масштабах территории авиаузла.
- И, как вы думаете, когда подобные системы будут применяться в аэропортах страны?
- Авиация - изначально консервативная отрасль, безусловно, аэропорты пойдут вслед за ИТ-революцией, но только с небольшим опозданием. На российском рынке основные тренды в области ИТ-инфраструктуры задают, в первую очередь, компании из телеком и банковского секторов, где хотя бы одна минута простоя несет за собой существенные убытки. У аэропортов другое направление бизнеса, завязанное больше на комфорте пассажиров. Но если мы говорим о системах, которые обслуживают взлет, посадку, диспетчерские центры, то они должны соответствовать современных тенденциям и требованиям, так как от этого зависит жизнь людей. Соответственно, интерес аэропортов к инновациям в сфере безопасности будет только расти.
- Какие тенденции в области инфраструктуры аэропортов появились за последние два-три года? Какие тенденции будут преобладать в сфере строительства и эксплуатации ИТ-инфраструктуры в аэропортах России до 2018г?
- Лидерами в России по применению новейших тенденций неизменно остаются московские "Домодедово" и "Шереметьево", обслуживающие более 30 млн пассажиров в год.
В современных условиях именно системные интеграторы, во многом, "делают" бизнес аэропортов. Для любой "воздушной гавани" внедрение ИТ-технологий является стратегически важным шагом, так как именно от них зависят пассажиропоток, сотрудничество с авиаперевозчиками, инвестиционная привлекательность и многие другие факторы. Развитая ИТ-инфраструктура создает комфортные условия пребывания в аэропорту для пассажира, в частности, оптимизирует процессы регистрации на рейс и минимизирует очереди, дает возможность дополнительного информирования, расширяет каналы коммуникаций. Автоматизация процессов обслуживания воздушного судна сокращает время простоя самолетов, а значит, существенно уменьшает затраты. Внутренние процессы аэропорта, в том числе, диспетчеризация, логистика и многие другие реализованы на базе отраслевых информационных систем, все данные из которых стекаются в ЦОД. Естественно, пассажиры стремятся к комфорту, а авиаперевозчикам легче работать с технически оснащенным аэропортом. Таким образом, чем больше современных технологий у аэропорта, тем больше его доход.
- Ваша компания имеет опыт строительства объектов ИТ-инфраструктуры в Сочи к Олимпийским играм и в целом в аэропортовой отрасли. Планируете ли вы принять участие в модернизации аэропортовых комплексов (там, где это необходимо) в городах, принимающих ЧМ-2018?
- Вы правы, у наших специалистов за плечами серьезный опыт работы в авиаиндустрии, включающий как проекты по автоматизации отдельных направлений, так и создание ИТ- и инжиниринговой инфраструктур "под ключ". Если оценивать охват, то сегодня более 80% российских аэропортов воспользовались теми или иными услугами нашей компании. Среди них - воздушные ворота московского авиационного узла, Пулково, международные аэропорты Сочи, Геленджика, Владивостока, Хабаровска и другие. В настоящее время мы уже принимаем участие в модернизации авиаузлов городов, принимающих ЧМ-2018. Особое внимание мы уделяем развитию экспертизы в области комплексной безопасности - систем досмотра граждан, обнаружения наркотических и взрывчатых веществ и прочие разработки для предотвращения действий злоумышленников. Также растет интерес аэропортов к нашему решению "Астерос Контакт Авиа", которое позволяет регистрировать пассажиров буквально в три клика и оформлять их багаж на все рейсы на любой стойке с использованием мобильных устройств, реализуя подход "единого окна". Полагаю, события футбольного чемпионата, хозяйкой которого через три с небольшим года станет наша страна, раскроют его потенциал в максимальной степени....
Авторские права на данный материал принадлежат «Компьютерра». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции