Восточно-Сибирская правда
5 августа 2002, 13:37
"Сушки" падают не часто
Работа над фронтовым истребителем 4 поколения Т10-7 (Су-27) началась в КБ "Сухого" в 1969 году. 20 мая 1977 года новую машину впервые поднял в воздух летчик - испытатель В. Илюшин. 7 мая 1978 года во время испытаний погиб летчик-испытатель Е. Соловьев. Первые пять "сушек" были построены в Комсомольске-на-Амуре. Впоследствии машина была доработана и в 1980 году создана спарка Су-27УБ. К серийному выпуску самолета, который быстро стал "звездой" международных авиационных салонов, в 1986 году приступил Иркутский авиационный завод. Во Львове погибла машина, построенная в Иркутске.
- Пока государственная комиссия Украины не закончила расследование, я могу высказать лишь свои субъективные предположения, - сказал Александр Алексеевич. - Насколько можно судить по имеющейся информации, двигатели работали до последнего мгновения. С планером тоже все было в порядке. Полагаю, что пилоту не хватило высоты для выполнения маневра.
- Иначе говоря, виноват экипаж?
- Такие выводы может сделать только комиссия. Я же оцениваю реальную ситуацию. Определенно могу сказать одно: Су-27УБ - высоко маневренный истребитель, машина с заданным уровнем надежности.
- Почему-то этой машине не везет с авиасалонами. Помнится, несколько лет назад на международной выставке в Ле Бурже с "Сушкой" тоже произошла авария. Летчик катапультировался, обошлось без жертв.
- В Ле-Бурже был представлен другой самолет. Су-30 МКИ, новейшая разработка ОКБ. Машина, не имеющая аналогов в мире по своим летно- техническим характеристикам. 12 июня 1999 года при выполнении демонстрационного полета накануне открытия салона опытный самолет потерпел аварию. Экипаж, летчик испытатель Герой России В.Аверьянов и штурман испытатель В.Шендрик, благополучно катапультировались. Тогда имели место объективные предпосылки. При выполнении фигур высшего пилотажа в режиме сверхманевренности организаторами авиасалона было сокращено время, в которое следовало уложиться экипажу. Это и стало одной из причин аварии. Хочу заметить, что, В.Аверьянов - летчик-испытатель высочайшего класса. В дальнейшем, на авиасалонах МАКС-99 и Аэро-Индия 200 он реабилитировал не только самолет, но и себя.
Надо сказать, что на таких мероприятиях организаторами всегда принимаются особые меры для безопасности зрителей. Очень точно определяется свободная зона, в которой выполняются маневры и место, где могут находиться зрители. Даже самая совершенная техника может подвести. Вмешивается и человеческий фактор. К сожалению, когда что- то случается с "Су-27", виноват оказывается, по имеющейся у нас информации, чаще всего, именно человеческий фактор.
- Что вы можете сказать о машине, которая стала участницей трагедии во Львове?
- Машина была изготовлена на ИАПО в 1991 году и отправлена в воинскую часть на Украине. После того, как завод выполнил все гарантийные обязательства, мы не имели сведений о том, где этот самолет находится и как эксплуатируется.
- Представители ИАПО участвуют в работе комиссии?
- Нет. Украина - другое государство. Иностранная армия...
- В СМИ мелькнула реплика, что летчики не имели права покидать машину до тех пор, пока не вывели ее в безопасную для зрителей зону.
- Я, опять таки, не берусь никого судить до того, как сделает окончательное заключение комиссия. Но, возвращаясь к печальному событию, авиакатастрофе здесь у нас во Втором Иркутске в 1997 году, хочу напомнить, что экипаж "Антея" вел себя тогда безукоризненно. Он сделал все от него зависящее, чтобы положить самолет с минимальными жертвами. И, кстати, о причинах... Комиссия так и не сделала окончательных выводов о том, что именно стало причиной отказа техники.
30 июля комиссия, расследующая причины львовской катастрофы, отвергла предположение о неисправности двигателя. В качестве наиболее вероятной рассматривается версия, по которой вина лежит на экипаже. Отстраненный от должности и арестованный генпрокуратурой Украины главком ВВС Стрельников утверждает, что экипаж не выполнил полетное задание. Юрий Егоров и Владимир Топотарь взяты под стражу в госпитале. Стало известно, что на допросе пилоты показали следующее: поле было не таким, как показывали планы шоу; зрители размещались иначе, чем это предусматривал план; траекторию полета пришлось менять после взлета и команда на него поступила 10 минутами раньше установленного времени; машину, на которой проходили тренировки, заменили на другую; в баках были излишки горючего. И, может быть, самое главное. Налет часов экипажа за год составил всего 20 часов, хотя по норме положено 200.
Пока комиссия расследует причины авиакатастрофы, а генеральная прокуратура угрожает летчикам и всему, уже смещенному, руководству ВВС тюрьмой, в Украине на крови шоу авиационного разыгрывается шоу политическое. Парламентская оппозиция во главе с Виктором Ющенко обвинила в трагедии Верховного главнокомандующего Украины президента Кучму....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восточно-Сибирская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции