Время МН
8 августа 2002, 11:43
Сказку сделать пылью
На военную выставку "Авиатику" представил Уральский завод гражданской авиации, к военной отрасли имеющий косвенное отношение. Просто вертолеты, которые он ремонтирует, - продукция двойного назначения. Впрочем, как и сверхлегкий самолет. Лет восемьдесят назад именно такие машины и составляли основу военной авиации. Сейчас другие времена, и Генштаб выразил отношение к биплану гениальной формулой: "Нецелесообразно на данном типе самолетов производить данный тип работ". То есть послать на фотосъемку какого-нибудь ущелья реактивный самолет целесообразно, а вот этого малыша, по-автомобильному расходующего 17 л бензина на 100 км и садящегося в любом поле - сплошной убыток.
Уральский завод выпускает двухместный вариант "Авиатики", одноместный изготавливает РСК "МиГ". За 3 года произведено и продано около 300 машин. 80% из них осталось в России. Что они здесь делают, неизвестно, потому что летать им не разрешается. То, что самолет соответствует европейским нормам летной годности JAR-VLA, прошел все необходимые испытания в воздухе и на земле, легок в пилотировании, садится на любой грунт, где есть полтораста метров ровного пространства, прост в обслуживании и ремонте, не является положительным аргументом для российских чиновников. Законную путевку в небо "Авиатика", скорее всего, не получит.
Тем временем по пустячным делам продолжают гонять тяжелые вертолеты и самолеты. Как определяли ущерб после недавнего наводнения на юге? На хорошей скорости, с большой высоты, на глазок. "Авиатика" идеально подходит для местного мониторинга. С высоты в несколько десятков метров на скорости 80-100 км/час с нее можно отснять на видеокамеру любую дорогу, трубопровод или ЛЭП. А потом спокойно отсмотреть, где размыто, где нужен ремонт. С привязкой по спутниковой системе навигации.
Специально для этого самолета сконструирована фотокамера с высоким разрешением и весом 30 кг. Делать снимок деревни с Ан-26 - разорение, да и масштаб будет мелковат. А по цветному снимку с "Авиатики" любой глава местной администрации увидит всю застройку, обмеряет площади участков, а уж как виден цветущий мак! В фермерском хозяйстве, где даже Ан-2 не по карману, да и мало пригоден при причудливой конфигурации наших полей, "Авиатика" с мелкокапельной системой опрыскивания "укладывает" химвещества с точностью до нескольких метров. На участках, где проводились испытания, урожайность, по словам руководства сельхозкооперативов, повышается на 50%. Они теперь изыскивают средства, чтобы повторять опрыскивание. Столь же эффективен самолет при обработке локальных очагов заражения вредителями лесных массивов.
Стоимость "Авиатики" в зависимости от конфигурации - 25-40 тыс. долл. Австрийский двигатель Rotax 912 UL - 65 кг веса, мощность 85 л.с. Но в РСК "МиГ" разработан свой движок: при 30 кг веса он развивает мощность в 100 л.с. С таким не стыдно выйти на мировой рынок. Да и кто в России откажется от подобного? Представьте "Оку" мощностью в 100 "лошадей". Но если двигатель пойдет в серию, да еще начнут возникать разные его модификации, все прочее моторостроение вылетит в трубу.
Даже 10 тыс. "Авиатик" не подорвут рынок авиаперевозок, монополию "Роскартографии" и многих других. Легкий самолет просто заполняет пустующий сектор работ и только. А еще этот биплан может приобщить к небу сотни тысяч юношей, помочь МЧС, газовикам, рыбоохране, экологам. Но слишком много в России непреодолимых бюрократических барьеров. Так что вряд ли у нас появятся конкурентоспособные самолеты, автомобили, двигатели, телевизоры и все остальное. Отечественные производители отобьют все атаки на свое право быть "вечно вчерашними"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
