О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сказку сделать пылью

На выставке вооружений RUSSIAN EXPO ARMS-2002 в Нижнем Тагиле самолетик "Авиатика-890У" произвел фурор. Когда маленький биплан начал выписывать восьмерки над полигонным полем, трибуны сперва оторопело замерли, а потом начали восторженно аплодировать. Все как-то сразу поняли, что этим "воздушным мотоциклом" сможет управлять любой, что это в принципе такая же обиходная вещь, как "Жигули" или мотоблок.

На военную выставку "Авиатику" представил Уральский завод гражданской авиации, к военной отрасли имеющий косвенное отношение. Просто вертолеты, которые он ремонтирует, - продукция двойного назначения. Впрочем, как и сверхлегкий самолет. Лет восемьдесят назад именно такие машины и составляли основу военной авиации. Сейчас другие времена, и Генштаб выразил отношение к биплану гениальной формулой: "Нецелесообразно на данном типе самолетов производить данный тип работ". То есть послать на фотосъемку какого-нибудь ущелья реактивный самолет целесообразно, а вот этого малыша, по-автомобильному расходующего 17 л бензина на 100 км и садящегося в любом поле - сплошной убыток.

Уральский завод выпускает двухместный вариант "Авиатики", одноместный изготавливает РСК "МиГ". За 3 года произведено и продано около 300 машин. 80% из них осталось в России. Что они здесь делают, неизвестно, потому что летать им не разрешается. То, что самолет соответствует европейским нормам летной годности JAR-VLA, прошел все необходимые испытания в воздухе и на земле, легок в пилотировании, садится на любой грунт, где есть полтораста метров ровного пространства, прост в обслуживании и ремонте, не является положительным аргументом для российских чиновников. Законную путевку в небо "Авиатика", скорее всего, не получит.

Тем временем по пустячным делам продолжают гонять тяжелые вертолеты и самолеты. Как определяли ущерб после недавнего наводнения на юге? На хорошей скорости, с большой высоты, на глазок. "Авиатика" идеально подходит для местного мониторинга. С высоты в несколько десятков метров на скорости 80-100 км/час с нее можно отснять на видеокамеру любую дорогу, трубопровод или ЛЭП. А потом спокойно отсмотреть, где размыто, где нужен ремонт. С привязкой по спутниковой системе навигации.

Специально для этого самолета сконструирована фотокамера с высоким разрешением и весом 30 кг. Делать снимок деревни с Ан-26 - разорение, да и масштаб будет мелковат. А по цветному снимку с "Авиатики" любой глава местной администрации увидит всю застройку, обмеряет площади участков, а уж как виден цветущий мак! В фермерском хозяйстве, где даже Ан-2 не по карману, да и мало пригоден при причудливой конфигурации наших полей, "Авиатика" с мелкокапельной системой опрыскивания "укладывает" химвещества с точностью до нескольких метров. На участках, где проводились испытания, урожайность, по словам руководства сельхозкооперативов, повышается на 50%. Они теперь изыскивают средства, чтобы повторять опрыскивание. Столь же эффективен самолет при обработке локальных очагов заражения вредителями лесных массивов.

Стоимость "Авиатики" в зависимости от конфигурации - 25-40 тыс. долл. Австрийский двигатель Rotax 912 UL - 65 кг веса, мощность 85 л.с. Но в РСК "МиГ" разработан свой движок: при 30 кг веса он развивает мощность в 100 л.с. С таким не стыдно выйти на мировой рынок. Да и кто в России откажется от подобного? Представьте "Оку" мощностью в 100 "лошадей". Но если двигатель пойдет в серию, да еще начнут возникать разные его модификации, все прочее моторостроение вылетит в трубу.

Даже 10 тыс. "Авиатик" не подорвут рынок авиаперевозок, монополию "Роскартографии" и многих других. Легкий самолет просто заполняет пустующий сектор работ и только. А еще этот биплан может приобщить к небу сотни тысяч юношей, помочь МЧС, газовикам, рыбоохране, экологам. Но слишком много в России непреодолимых бюрократических барьеров. Так что вряд ли у нас появятся конкурентоспособные самолеты, автомобили, двигатели, телевизоры и все остальное. Отечественные производители отобьют все атаки на свое право быть "вечно вчерашними"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка