О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолетам велено не падать

В свете последних авиакатастроф Минтранс РФ предпринял попытку сделать небо безопасным. Обнаружив, что только за последние шесть месяцев произошло больше авиапроисшествий, чем за весь прошлый год, в министерстве спешно разработали план неотложных мероприятий, как будто призванных обуздать кровавую тенденцию.

Поскольку почти в 80% трагических случаев причиной послужили ошибки экипажей, Минтранс предполагает заняться в первую очередь людьми.

По словам руководителя этого ведомства Александра Нерадько, большинство авиапроисшествий в своей основе нелепы и происходят из-за некачественной подготовки экипажей, халатности не только пилотов, но и работников аэропортов или персонала авиакомпаний. Еще до конца года Минтранс намерен проэкзаменовать авиаторов на предмет профессиональной пригодности, повысить государственный контроль за системой личной подготовки экипажей, повсеместно внедрить институт авиационных психологов в рамках программы управления интеллектуальными ресурсами. По выражению заместителя министра транспорта Карла Руппеля, нужно "сделать все, чтобы в авиации, наконец, закончился разгул демократии, и наступила эпоха закона".

Однако дальше карательных санкций дело, похоже, не пойдет. Помогать воздушным перевозчикам в приобретении современных пилотажных тренажеров стоимостью по миллиону долларов каждый и обучающего оборудования, не говоря уже о содействии в покупке новых самолетов, никто не собирается. По этой причине большинство авиакомпаний уже давно вынуждены бороться за повышение безопасности полетов исключительно за счет собственных, порой весьма скудных, средств. Вряд ли стоит напоминать, что из этого получается.

Недооценивать дешевые, но крайне важные способы подготовки экипажей, конечно, ни к чему. Как сообщила "Независимому Обозрению" главный психолог авиакомпании "Волга-Днепр" Элеонора Сурина, одна из ключевых проблем - "синдром непогрешимости", которым нередко страдают летчики с многолетним стажем. Он проявляется в переоценке собственных возможностей, упрощении принимаемых решений, пренебрежении к "занудным" стандартным эксплуатационным процедурам. Тесты же на психологическую совместимость членов экипажа, которые государственные чиновники только сейчас собираются сделать обязательными, давно проводятся добросовестными авиаперевозчиками. Оно и понятно. Ведь те же гигантские самолеты "Руслан" летают над нашими головами не только с очень тяжелыми, но и порой чрезвычайно опасными грузами вроде ядерных материалов. Страшно даже представить, что может произойти, если, к примеру, пилот и командир корабля в экстренной ситуации не найдут общего языка, как это произошло при прошлогодней катастрофе "Ту-154" под Иркутском.

Кстати, проигрывание этой трагедии на видеотренажерах стало неотъемлемым элементом подготовки экипажей во многих авиакомпаниях. Просмотрев один из таких клипов, где все роли, как правило, исполняются профессиональными актерами, могу сказать, что леденящее кровь зрелище ни в чем не уступает голливудским боевикам. Просматривая подобные фильмы, построенные на реальных событиях, летчики учатся избегать трагических повторений. Но это, пожалуй, и все, что могут позволить себе даже наименее стесненные в средствах отечественные воздушные перевозчики. Государство же практически самоустранилось от решения проблемы, грозя лишь санкциями виновникам авиапроисшествий, но не давая на "антикризисные мероприятия" ни рубля.

Между тем при соответствующей поддержке Россия благодаря последним разработкам "оборонки" могла бы повысить свою авиационную безопасность на несколько порядков. Отечественный ВПК может предложить разработки, способные оказывать интеллектуальную поддержку экипажу в критических ситуациях, обеспечивать в полете мониторинг технического состояния бортовых систем, выдавать информацию о стрессовом состоянии летчика, а при неадекватном реагировании экипажа на опасную ситуацию даже брать управление на себя, переводя лайнер в безопасный режим полета. И главное - эти новинки пригодны не только для военных воздушных судов. Вот только стоят такие ноу-хау недешево. А от чиновников денег не дождешься: они же соблюли правила приличия, разработав план, и пусть авиакомпании в соответствии с ним теперь сами выкручиваются. Выходит, рассчитывать, что скоро такие приспособления появятся на борту хотя бы избранных отечественных самолетов, а значит, - и на реальное, не на бумаге, повышение безопасности полетов, не приходится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка