О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крутое пике украинских ВВС

На прошлой неделе были подведены первые итоги расследования катастрофы военного самолета Су-27, повлекшей гибель 84 человек во время авиашоу на львовском аэродроме Скнилов. По мнению госкомиссии, причиной трагедии стали ошибка пилотов и серьезные просчеты в организации и проведении демонстрационных полетов. Власть пока не называет имен конкретных виновников трагедии и заявляет о необходимости решения основной проблемы - реформирования Вооруженных Сил

Трагедия на аэродроме Скнилов стала далеко не первым примером того, какую опасность для страны несет "дешевая" армия. "Ошибочное" попадание ракеты в жилой дом в Броварах во время учений в 2000 г., повлекшее гибель трех человек, трагическая катастрофа российского Ту-154 (78 жертв), опять же "по ошибке" сбитого украинскими ПВО над Черным морем, прозвучали для общества своего рода предупреждением о том, к каким трагическим последствиям может привести "недореформированность" Вооруженных Сил. Предупреждением, которое, к сожалению, так и не было услышано должным образом. Иначе страна не оплакивала бы очередные жертвы.

Реакция власти на все эти трагедии, несмотря на различия во времени и масштабах катастроф, была довольно однотипной - кадровые перестановки в армейском руководстве и очередные обещания не допустить повторения подобных инцидентов в будущем. Первая реакция на львовскую катастрофу, по крайней мере, на данном этапе, выглядит схоже - от своих должностей было отстранено руководство ВВС и начальник Генштаба ВСУ. Сомнительным достижением, на фоне предыдущих трагедий, выглядит разве что оперативность и открытость в расследовании трагедии и оказании помощи пострадавшим. Украина практически сразу после крушения самолета признала халатность военных (по крайней мере, в части организации авиашоу), что стало особенно заметно после октябрьских событий прошлого года, когда официальный Киев долго отрицал свою причастность к катастрофе Ту-154 над Черным морем. Многие наблюдатели также отметили оперативность в принятии кадровых решений в отношении лиц из высшего армейского руководства, которые были смещены со своих должностей в течение считанных часов после трагедии.

Однако ответ на главный вопрос - до каких пор украинцы будут смотреть на собственные Вооруженные Силы как на "источник повышенной опасности", общественность так и не получила. Хотя и в этот раз политики пообещали навести порядок в армии. Причем координацию и контроль за решением армейских проблем взял на себя лично Президент.

Главное - не сколько, а как тратить

Согласно поручению Л. Кучмы, уже в будущем году правительство должно обеспечить увеличение финансирования армии в два раза. Хотя уже сейчас очевидно, что провести столь масштабное расширение расходов на оборону Кабмину будет непросто. Впрочем, даже если эти деньги и будут найдены, основную проблему это не решит. Поскольку первоочередным на данном этапе является даже не увеличение финансирования (хотя это направление - безусловно, одно из приоритетных), а оптимизация и реформирование системы распределения бюджетных средств на оборону. Украина не может позволить себе, да это и нецелесообразно, содержать столь большую армию. Чтобы убедиться в этом, достаточно поверхностного взгляда на структуру ВСУ на нынешнем этапе. Пример украинских ВВС в данном случае довольно показателен.

Всего за время независимости в ВВС Украины, без учета львовской трагедии, произошло 17 аварий, которые привели к потере 15 самолетов и 2 вертолетов. При этом погибло 39 человек

По оценкам западных экспертов, украинские ВВС насчитывают 543 военных самолета, уступая по этому показателю только США и России. Эта цифра включает все самолеты, находящиеся на балансе Вооруженных Сил, - при этом все понимают, что летать большая часть из них вряд ли может. Отечественные аналитики оценивают летный парк ВВС Украины в 300 самолетов - половина из них находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Тем не менее, даже если самолет и стоит "на приколе" в ангаре, его необходимо обслуживать. Охранять, на худой конец. В результате количество персонала, задействованного на различных работах в украинских ВВС, составляет около 95 тыс. чел. Значительная часть бюджетных средств в ВСУ (около 85-90%) тратится на содержание личного состава. На содержание ВВС расходуется около 17% от всего бюджета Вооруженных Сил. Если посчитать по показателям нынешнего года, то это составит около 440 млн. грн. Львиная их доля была попросту "проедена" - истрачена на содержание личного состава. Непосредственно на боевую подготовку, модернизацию, ремонт и эксплуатацию военных самолетов было израсходовано около 66 млн. грн. ($12,6 млн.). В результате средний налет летчика украинских ВВС составляет только 20 час. в год. Для сравнения средний годовой налет летчика боевого самолета в странах НАТО составляет приблизительно 120-180 час. По оценкам специалистов, для поддержания необходимого уровня пилотажа современного истребителя необходим налет порядка 100 часов в год.

Еще более удручающей выглядит структура украинской армии в целом. На балансе отечественных Вооруженных Сил находится огромное колличество танков, артиллерийских установок, вертолетов и других видов вооружения, большинство из которых находится в плачевном состоянии и нуждается в серьезной модернизации. От большей части военной техники, несомненно, придется избавляться уже в самом ближайшем будущем.

До недавнего времени столь обширные военные "закрома Родины" были неплохим источником для обогащения - вплоть до 2000 г. более 50% (или около $250 млн. ежегодно) официального украинского импорта вооружений составляла техника и вооружение из старых армейских запасов. Сейчас реализовывать заграницу украинский военный "секонд-хенд" становится все сложнее: и продавать уже особенно нечего, да и контроль над торговыми операциями стал более жестким. Тем не менее, 30-35% в структуре военного импорта по-прежнему приходится на подержанную военную технику.

Каким способом избавляться от ненужных армейских запасов - в конце концов, дело самих военных и специализированных компаний. Важно другое. Без решения данного вопроса власть вряд ли сможет гарантировать своим гражданам безопасность и эффективность отечественных Вооруженных Сил. Поскольку денег, даже при двукратном увеличении бюджетного финансирования, армии в ее нынешнем виде все равно не хватит.

Справка

Эксплуатационные расходы на один летный час для легкого двухдвигательного истребителя класса МиГ-29 или Су-27 составляет около $3000. А для основного конкурента, однодвигательного американского Ф-16, - около $2000. Расходы для МиГ-29 или Су-27 определяются большим количеством топлива для двух двигателей, большей трудоемкостью их обслуживания и общими затратами на диагностику, профилактику и текущий ремонт.

Американские системы и агрегаты имеют очень высокую степень электронной диагностики, благодаря чему пилот Ф-16 может получать результаты диагностики таких ответственных систем, как двигатель или радар, непосредственно в полете.

В Украине подобная диагностика недоступна даже на полевых аэродромах и имеется лишь на крупных авиабазах

Расходы на военную подготовку, % военного бюджета

Великобритания20,3
Франция 16,0
ЮАР13,0
Чехия9,1
Украина 1,0

Источник: IISS Military Balance 2001-2002 (Международный институт стратегических исследований (США), Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2002 год".

Расходы на армию в Украине и других странах

СтранаВоенный бюджет,$ млрд. % ВВПРегулярная армия, тыс. чел.В т.ч. по обслуживанию ВВС, тыс. чел.Военные самолеты, шт.Военные вертолеты, шт.Танки, шт.Арт. орудия и установки, шт.
Польша3,72,3206 462387618691350
Румыния1,02,71032130718298933
Чехия 1,12,054,6127534983555
Венгрия0,91,64984651680739
Украина0,75*2,44009654326039374823


* для корректности сравнения - также учитываются пенсии для военных, поскольку в других странах они включаются в военные бюджеты.

Источник: IISS Military Balance 2001-2002 (Международный институт стратегических исследований (США)

Бюджетные отчисления на содержание украинской армии*, млрд. грн

1996199719981999200020012002
1,41,471,641,681,4922,62
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Инвестгазета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка