Инвестгазета
12 августа 2002, 15:36
Крутое пике украинских ВВС
Трагедия на аэродроме Скнилов стала далеко не первым примером того, какую опасность для страны несет "дешевая" армия. "Ошибочное" попадание ракеты в жилой дом в Броварах во время учений в 2000 г., повлекшее гибель трех человек, трагическая катастрофа российского Ту-154 (78 жертв), опять же "по ошибке" сбитого украинскими ПВО над Черным морем, прозвучали для общества своего рода предупреждением о том, к каким трагическим последствиям может привести "недореформированность" Вооруженных Сил. Предупреждением, которое, к сожалению, так и не было услышано должным образом. Иначе страна не оплакивала бы очередные жертвы.
Реакция власти на все эти трагедии, несмотря на различия во времени и масштабах катастроф, была довольно однотипной - кадровые перестановки в армейском руководстве и очередные обещания не допустить повторения подобных инцидентов в будущем. Первая реакция на львовскую катастрофу, по крайней мере, на данном этапе, выглядит схоже - от своих должностей было отстранено руководство ВВС и начальник Генштаба ВСУ. Сомнительным достижением, на фоне предыдущих трагедий, выглядит разве что оперативность и открытость в расследовании трагедии и оказании помощи пострадавшим. Украина практически сразу после крушения самолета признала халатность военных (по крайней мере, в части организации авиашоу), что стало особенно заметно после октябрьских событий прошлого года, когда официальный Киев долго отрицал свою причастность к катастрофе Ту-154 над Черным морем. Многие наблюдатели также отметили оперативность в принятии кадровых решений в отношении лиц из высшего армейского руководства, которые были смещены со своих должностей в течение считанных часов после трагедии.
Однако ответ на главный вопрос - до каких пор украинцы будут смотреть на собственные Вооруженные Силы как на "источник повышенной опасности", общественность так и не получила. Хотя и в этот раз политики пообещали навести порядок в армии. Причем координацию и контроль за решением армейских проблем взял на себя лично Президент.
Главное - не сколько, а как тратить
Согласно поручению Л. Кучмы, уже в будущем году правительство должно обеспечить увеличение финансирования армии в два раза. Хотя уже сейчас очевидно, что провести столь масштабное расширение расходов на оборону Кабмину будет непросто. Впрочем, даже если эти деньги и будут найдены, основную проблему это не решит. Поскольку первоочередным на данном этапе является даже не увеличение финансирования (хотя это направление - безусловно, одно из приоритетных), а оптимизация и реформирование системы распределения бюджетных средств на оборону. Украина не может позволить себе, да это и нецелесообразно, содержать столь большую армию. Чтобы убедиться в этом, достаточно поверхностного взгляда на структуру ВСУ на нынешнем этапе. Пример украинских ВВС в данном случае довольно показателен.
Всего за время независимости в ВВС Украины, без учета львовской трагедии, произошло 17 аварий, которые привели к потере 15 самолетов и 2 вертолетов. При этом погибло 39 человек
По оценкам западных экспертов, украинские ВВС насчитывают 543 военных самолета, уступая по этому показателю только США и России. Эта цифра включает все самолеты, находящиеся на балансе Вооруженных Сил, - при этом все понимают, что летать большая часть из них вряд ли может. Отечественные аналитики оценивают летный парк ВВС Украины в 300 самолетов - половина из них находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Тем не менее, даже если самолет и стоит "на приколе" в ангаре, его необходимо обслуживать. Охранять, на худой конец. В результате количество персонала, задействованного на различных работах в украинских ВВС, составляет около 95 тыс. чел. Значительная часть бюджетных средств в ВСУ (около 85-90%) тратится на содержание личного состава. На содержание ВВС расходуется около 17% от всего бюджета Вооруженных Сил. Если посчитать по показателям нынешнего года, то это составит около 440 млн. грн. Львиная их доля была попросту "проедена" - истрачена на содержание личного состава. Непосредственно на боевую подготовку, модернизацию, ремонт и эксплуатацию военных самолетов было израсходовано около 66 млн. грн. ($12,6 млн.). В результате средний налет летчика украинских ВВС составляет только 20 час. в год. Для сравнения средний годовой налет летчика боевого самолета в странах НАТО составляет приблизительно 120-180 час. По оценкам специалистов, для поддержания необходимого уровня пилотажа современного истребителя необходим налет порядка 100 часов в год.
Еще более удручающей выглядит структура украинской армии в целом. На балансе отечественных Вооруженных Сил находится огромное колличество танков, артиллерийских установок, вертолетов и других видов вооружения, большинство из которых находится в плачевном состоянии и нуждается в серьезной модернизации. От большей части военной техники, несомненно, придется избавляться уже в самом ближайшем будущем.
До недавнего времени столь обширные военные "закрома Родины" были неплохим источником для обогащения - вплоть до 2000 г. более 50% (или около $250 млн. ежегодно) официального украинского импорта вооружений составляла техника и вооружение из старых армейских запасов. Сейчас реализовывать заграницу украинский военный "секонд-хенд" становится все сложнее: и продавать уже особенно нечего, да и контроль над торговыми операциями стал более жестким. Тем не менее, 30-35% в структуре военного импорта по-прежнему приходится на подержанную военную технику.
Каким способом избавляться от ненужных армейских запасов - в конце концов, дело самих военных и специализированных компаний. Важно другое. Без решения данного вопроса власть вряд ли сможет гарантировать своим гражданам безопасность и эффективность отечественных Вооруженных Сил. Поскольку денег, даже при двукратном увеличении бюджетного финансирования, армии в ее нынешнем виде все равно не хватит.
Справка
Эксплуатационные расходы на один летный час для легкого двухдвигательного истребителя класса МиГ-29 или Су-27 составляет около $3000. А для основного конкурента, однодвигательного американского Ф-16, - около $2000. Расходы для МиГ-29 или Су-27 определяются большим количеством топлива для двух двигателей, большей трудоемкостью их обслуживания и общими затратами на диагностику, профилактику и текущий ремонт.
Американские системы и агрегаты имеют очень высокую степень электронной диагностики, благодаря чему пилот Ф-16 может получать результаты диагностики таких ответственных систем, как двигатель или радар, непосредственно в полете.
В Украине подобная диагностика недоступна даже на полевых аэродромах и имеется лишь на крупных авиабазах
Расходы на военную подготовку, % военного бюджета
Великобритания | 20,3 |
Франция | 16,0 |
ЮАР | 13,0 |
Чехия | 9,1 |
Украина | 1,0 |
Источник: IISS Military Balance 2001-2002 (Международный институт стратегических исследований (США), Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2002 год".
Расходы на армию в Украине и других странах
Страна | Военный бюджет,$ млрд. | % ВВП | Регулярная армия, тыс. чел. | В т.ч. по обслуживанию ВВС, тыс. чел. | Военные самолеты, шт. | Военные вертолеты, шт. | Танки, шт. | Арт. орудия и установки, шт. |
Польша | 3,7 | 2,3 | 206 | 46 | 238 | 76 | 1869 | 1350 |
Румыния | 1,0 | 2,7 | 103 | 21 | 307 | 18 | 298 | 933 |
Чехия | 1,1 | 2,0 | 54,6 | 12 | 75 | 34 | 983 | 555 |
Венгрия | 0,9 | 1,6 | 49 | 8 | 46 | 51 | 680 | 739 |
Украина | 0,75* | 2,4 | 400 | 96 | 543 | 260 | 3937 | 4823 |
* для корректности сравнения - также учитываются пенсии для военных, поскольку в других странах они включаются в военные бюджеты.
Источник: IISS Military Balance 2001-2002 (Международный институт стратегических исследований (США)
Бюджетные отчисления на содержание украинской армии*, млрд. грн
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
1,4 | 1,47 | 1,64 | 1,68 | 1,49 | 2 | 2,62 |
Авторские права на данный материал принадлежат «Инвестгазета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции