Улан-Удэнский авиационный завод
7 мая 2015, 08:29
50 лет назад поднялся в небо первый серийный вертолет Ка-25
25 апреля 1965 года на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) впервые поднялся в небо серийный вертолет Ка-25ПЛ
К исследованиям в области создания корабельного вертолета нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, конструкторы ОКБ Н.И. Камова приступили в 1956 году. 26 апреля 1961 года летчик-испытатель Д.К. Ефремов впервые поднял опытный вертолет Ка-25 (в документах он значился как изделие "Д").
Поскольку альтернативы вертолету "Д" в начале 60-х годов не существовало, решение о его серийном производстве было принято еще на ранних этапах испытаний. Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 30 мая 1960 года и приказа Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике от 17 июня 1961 года коллектив Улан-Удэнского авиационного завода приступил к освоению опытного образца вертолета Ка-25. Почти через четыре года серийный вертолет под управлением летчика-испытателя В.С. Ларюшина совершил 30-минутный полет.
Серийный выпуск вертолета Ка-25 на У-УАЗ стал логичным продолжением вертолетного производства - ранее предприятие выпускало Ка-15 и Ка-18, предназначенные для авиации ВМФ. Сложная механика колонки несущих винтов, клеевые соединения в лопастях, антикоррозийная защита всех узлов, применение стеклопластиков, большое количество радиоэлектроники требовали качественно нового технологического уровня и серьезного подготовительного периода. Были созданы новые лаборатории, радиотехнический комплекс, серийно-конструкторский отдел. В период освоения спроектировано и изготовлено 2 731 наименование различной оснастки. Тогда же было освоено производство цельнометаллических лопастей несущего винта по оригинальной технологии, остающейся в производстве до сих пор.
Ка-25 выпускали до середины 70-х годов. В процессе эксплуатации вертолет неоднократно модернизировался. С 1965 по 1974 год завод изготовил и передал в войсковые части авиации Военно-морского флота 250 вертолетов Ка-25ПЛ, Ка-25Ц, Ка-25ПС, Ка-25БТ. Большое количество модификаций способствовало повышению эффективности ударных и оборонных функций боевых группировок кораблей на морских и океанских просторах. Всего в интересах Военно-морского флота было построено 16 различных модификаций Ка-25. Машины экспортировались в Болгарию, Вьетнам, Индию, Югославию.
В зимнюю навигацию 1978-1979 годов впервые в истории освоения Арктики вертолет Ка-25, оборудованный обзорным радиолокатором и авиагоризонтом АГК-47Б, принимал участие в проводке судов по Северному морскому пути в условиях полярной ночи. Группа из 12 человек обеспечивала круглосуточную навигацию в морях Ледовитого океана, осуществляя на Ка-25ПЛ разведку морских льдов. Вертолет базировался на атомном ледоколе "Сибирь". В экстремальных погодных условиях полярной ночи, когда сила ветра достигала 35 м/с, а температура воздуха опускалась до минус 50 градусов по шкале Цельсия, вертолет летал по 5-6 часов в сутки на высоте 15-20 метров. По словам Героя Советского Союза заслуженного летчика-испытателя СССР Николая Бездетного, налетав более 200 часов, вертолет показал "полную всепогодную автономность" (способность в любых погодных условиях самостоятельно находить место и производить посадку без какой-либо помощи).
За техническое обеспечение и участие в экспедиционном переходе по Северному морскому пути на атомоходе "Сибирь" приказом по Министерству авиационной промышленности были также отмечены Ю.М. Зверев и Ю.А. Горбунов, работавшие в Службе эксплуатации У-УАЗ.
После распада СССР 30 вертолетов Ка-25 достались Украине. После появления в 1981 году более совершенных Ка-27ПЛ вертолеты Ка-25ПЛ начали постепенно списывать. До середины 90-х годов на флоте прослужили только Ка-25Ц. В настоящее время по одному Ка-25 экспонируется в музеях в подмосковном Монино и Ханое (Вьетнам).
Ка-25 - вертолет с соосной схемой расположения несущих винтов. Несущие винты трехлопастные, противоположного вращения, с электрогидравлической системой складывания на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический (Д16Т), балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с верхним и нижним килями и 2 шайбами с рулями поворота. Шайбы установлены под углом 15° к продольной оси вертолета. Шасси четырехопорное, неубирающееся. Для аварийной посадки на воду на стойках шасси устанавливались надувные баллонеты (демонтированы в середине 70-х годов). Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ГТД-3Ф и четырехступенчатого планетарного редуктора РВ-3Ф (с 1974 года - ГТД-3М и РВ-3М), расположенных в общей гондоле в верхней части фюзеляжа. Впервые в отечественном вертолетостроении силовая установка была снабжена автоматической системой, поддерживающей постоянную частоту вращения винтов, и указателем режимов двигателя. Запас топлива размещался в 8 мягких топливных баках. Предусмотрена возможность установки 2 дополнительных топливных баков снаружи по бортам. В носовой части фюзеляжа расположена двухместная кабина экипажа. В главном отсеке мог размещаться оператор противолодочного оборудования или 12 пассажиров на откидных сиденьях.
ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" - одно из производственных предприятий холдинга "Вертолеты России". Современный производственный и технологический потенциал завода позволяет быстро организовать изготовление новых типов летательных аппаратов, совмещать создание опытных образцов с серийным выпуском техники. За 75 лет существования на заводе построили более 8000 летательных аппаратов. Сегодня завод специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171) и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
АО "Вертолеты России" (входит в Госкорпорацию Ростех) - один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга - Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, другие государственные заказчики, авиакомпании "Газпром авиа" и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2014 году выручка "Вертолетов России" по МСФО выросла на 22,8% и составила 169,8 млрд рублей, объем поставок составил 271 вертолет.
Госкорпорация Ростех - российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 - в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, "Вертолеты России", ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Улан-Удэнский авиационный завод». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции