АвиаСоюз
8 мая 2015, 08:34
Вестник Победы!
Пилот гражданской авиации Алексей Семенков на самолете Ли-2 доставил 9 мая 1945 года из Берлина в Москву исторический документ - "Акт о безоговорочной капитуляции Германии" и Знамя Победы
Автору этой статьи посчастливилось в 1980 г.узнать подробности того исторического полета из уст самого Алексея Ивановича Семенкова. Его я слушал в актовом зале МГА СССР в дни праздновании 35-летия великой Победы. С трибуны выступал подтянутый генерал с многочисленными наградами, любимец всего коллектива министерства. Привожу его рассказ по памяти.
"Войну я встретил в июне 1941 г. Опасность в бою подстерегала всегда: и подбивали, и горел, но я твердо верил, что доживу до Победы, и это случилось! Мы в Германии, мы - победили. Одной этой радости хватило бы на всю жизнь, а тут вдруг поступает приказ: нашему полку поручается доставить знамя Победы в Москву 9 мая к празднику Победы. Я мог бы поручить этот полет любому своему экипажу, в каждом летчике я был уверен, но полагал, что ответственность за этот самый важный рейс я переложить ни на кого не могу. Быстро сформировал экипаж - вторым пилотом стал бывший гражданский летчик Тайметов, штурманом - Калинин, за технику отвечал бортмеханик Демин, за связь - бортрадист Гордиенко.
Весь техсостав всю ночь готовил самолет - нужно было исключить любые случайности. Вылет назначили по нулям, я велел экипажу идти на отдых, а сам попытался уснуть - но куда там! Сна не было - такая радость переполняла меня - четыре года шли к Победе. И еще ответственность - полет такой, в котором не должно быть случайностей. А я даже не знаю загрузки - кто полетит со мной в качестве пассажиров, до последней минуты все держалось в секрете. И еще гордость: я, простой крестьянский сын, простой летчик, поведу самолет в столицу со знаменем Победы!".
До выполнения исторического полета 9 мая 1945 г. у Алексея Ивановича Семенкова, выпускника Тамбовской авиашколы ГВФ 1936 г., участника войны с Финляндией (1939-1940 гг.), за мужество и отвагу награжденного орденом Красного Знамени, были сотни боевых вылетов. В начале войны старший лейтенант, потом заместитель командира эскадрильи, он совершил 120 боевых вылетов в блокадный Ленинград, доставляя продовольствие и медикаменты. Под Москвой А.И. Семенков сбрасывал десанты в тыл противника. А в первый день 1942 г. получил срочное задание Ставки - вылететь на оккупированную фашистами территорию и разбросать листовки, сообщавшие о разгроме фашистских войск под Москвой. Под крылом самолета мелькали Можайск, Вязьма, Смоленск, Рославль, родной Витебск...
В 1943-1944 гг. А.И. Семенков, уже в должности командира полка 1-й авиатранспортной дивизии, совершил около 150 боевых вылетов к белорусским партизанам. За это время летчики его полка 2000 раз летали в партизанские зоны. Обратными рейсами вывозили раненых, больных, детей и стариков. Полеты выполнялись круглосуточно, зимой и летом, под огнем вражеских зениток и "мессеров". Полк участвовал и в боях за освобождение Севастополя 9 мая 1944 г., за что был удостоен почетного наименования "Севастопольский". Затем были бои в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, в небе Берлина... Всего за время войны Алексей Семенков выполнил более 500 боевых вылетов, провел в воздухе свыше 1500 часов.
А.И. Семенков представлялся к званию Героя Советского Союза дважды: весной 1942 г. - за 120 полетов в блокадный Ленинград и обратно, а также в 1945 г. - за боевые успехи гвардейского полка, которым он командовал, и личное мужество. Однако, оба представления реализованы не были. Лишь в феврале 1998 г. Алексею Ивановичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.
И в послевоенные годы Алексею Ивановичу Семенкову доверялись особо важные задания и поручения. В течение нескольких лет он возглавлял авиагруппу Международных воздушных сообщений. В 1952-1975 гг. А.И. Семенков работал в Центральном аппарате ГУ ГВФ и Министерстве гражданской авиации СССР, в том числе, первым заместителем министра. В 70-е гг. он возглавлял Госавианадзор СССР.
На первенце реактивной пассажирской авиации - самолете Ту-104 - А.И. Семенков в 1957 г. впервые выполнил трансатлантический перелет по маршруту Москва-Нью-Йорк.
Работая на руководящих постах, генерал-лейтенант авиации, заслуженный пилот СССР Алексей Иванович Семенков внес большой вклад в развитие отечественной гражданской авиации, освоение реактивной авиатехники, обеспечение безопасности полетов.
Пилот гражданской авиации, доставивший 9 мая 1945 г. в Москву исторический "Акт о безоговорочной капитуляции Германии" и Знамя Победы, ушел из жизни в 2000 году...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка