О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Государева "крыша"

На днях ожидается подписание президентом России указа о создании на базе предприятий научно-производственного центра (НПЦ) "Технокомплекс" государственного "Концерна "Авионика". Тем самым власти рассчитывают укрепить российские позиции на рынке модернизации бортового оборудования авиатехники, являющемся весьма прибыльным бизнесом: она составляет чуть ли не половину цены модернизации самого летательного аппарата.

Тема реструктуризации отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) долгое время вызывала оживленные споры. Высказывались мнения о целесообразности создания в России крупных корпоративных объединений по примеру Boeing или Lockheed. Но при этом забывалось, что это не технологические объединения, а финансовые группы, в которые входит масса самостоятельных предприятий. Победила точка зрения, что следует объединять авиастроительные предприятия по технологическому принципу: разработчики (конструкторские бюро и институты) должны быть в одной связке с изготовителями (авиазаводами).

В российском ОПК уже создано несколько концернов: "Сухой", "Тактическое ракетное вооружение", концерн ПВО "Алмаз-Антей". Теперь настала очередь "Авионики", где государству будет принадлежать 51 процент акций. Основная деятельность "Концерна "Авионика" будет направлена на создание бортового оборудования для боевой и гражданской авиации, а также наземных систем, обеспечивающих работу этих комплексов. Правда, у специалистов возникает вопрос: для чего уже интегрированным в "Технокомплекс" предприятиям, выполняющим ежегодно заказы на полмиллиарда долларов, уходить под крышу государства. Руководитель "Технокомплекса" Гиви Джанджгава не видит в этом процессе ничего страшного, так как в оборонном бизнесе никто не может существовать самостоятельно без помощи государства. Процесс интеграции таких структур, по его мнению, - разумная политика. Подобная же практика существует и на Западе, где нет крупных фирм, занимающихся отдельно разработкой или производством. Это единый технологический цикл, где весь процесс - от "а" до "я" - находится в одних руках.

В состав "Технокомплекса" входят 13 предприятий "оборонки". Последней структурой, вошедшей в состав НПЦ, стало Казанское приборостроительное конструкторское бюро (КПКБ). "Коллегиальное решение проблем, общих для всех предприятий НПЦ, - устаревшие фонды, отсутствие специалистов и господдержки, неблагоприятный инвестиционный климат - позволило сделать качественный скачок в развитии конкурентоспособной авиатехники, - говорит генеральный директор КПКБ Игорь Ефимов. - В рамках "Технокомплекса" наше предприятие получило экспортные заказы на поставку приборов контроля температуры. А создание "Концерна "Авионика" окажет дальнейшее благотворное влияние: мы войдем в единый холдинг, будем финансироваться по госзаказам и получим поддержку в техническом перевооружении".

Планы создания концерна возникли не на пустом месте. Было много фирм, работавших в Министерстве авиационной промышленности много лет над общими проектами. "Они уже по сути представляли технологическое объединение, - говорит Игорь Ефимов. - Сегодня государство этот процесс лишь формализовало и создало единую корпоративную структуру. Если раньше их объединяли главки, то сегодня - концерн, но в новом качестве".

Инициаторы создания концерна считают, что искусственно увеличивать количество его членов нецелесообразно. Сотрудничество возможно лишь с технологически и кооперационно связанными предприятиями. "Это не самоцель - раздувать концерн по принципу "Чем больше, тем лучше", - рассказал "Известиям" глава "Технокомплекса" Гиви Джанджгава. - По моему мнению, смысл всей реорганизации оборонно-промышленного комплекса в том и состоит, чтобы сделать компактный и эффективный механизм во всей отрасли. А уже потом решать вопрос с предприятиями по увеличению загрузки, по производству тех или иных компонентов. Малозагруженные оборонные предприятия также имеют право на жизнь, но вливать их в концерн не имеет смысла".

Аналитики положительно расценивают создание "Авионики". В том, что структуры, входящие в концерн, извлекут для себя пользу, уверена генеральный директор "ОПК. Центр стратегического анализа" Алина Кратова: "Без господдержки у предприятий "оборонки" ничего не получится. Государство решает вопрос выдачи лицензий, присвоения статуса федерального центра, что означает привлечение заказов, освобождение от налогов на землю и по основным фондам"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка