Коммерсантъ FM
15 мая 2015, 16:58
"Далеко не все туроператоры переживут это лето"
Российские туроператоры продают поездки в Крым и Краснодарский край по беспрецедентно низким ценам. Так, недельный тур в Крым на одного человека можно купить по цене от 6 тыс. руб.
Некоторые эксперты называют это демпингом и напоминают об опасностях подобных методов ведения бизнеса. В прошлом году демпинг при продаже туров в Грецию привел к кризису на рынке и прекращению деятельности ряда российских туроператоров.
- Действительно опасно так сильно занижать цены на путевки в Крым?
- Это действительно опасно, смертельно опасно, потому что демпинг в туристической отрасли - это, наверное, самое худшее, что может произойти с ней. Вы правильно уже сказали, что в прошлом году демпинг не только в Грецию привел к банкротству нескольких туроператоров. К сожалению, на рынке зарубежного туризма демпинг наблюдается с кризиса 2008 года, достаточно активный демпинг, и это основная причина, которая привела туристическую отрасль на грань краха. Туротрасль сейчас находится в очень сложном положении. Большинство туроператоров перекредитованы, они с трудом набирают деньги для того, чтобы гасить кредиты, и частично это провоцирует продажу туров по низким ценам, чтобы увеличить cashflow, приход денег в кассу, и погасить предыдущие долги. То есть туроператоры фактически занимают сами у себя под очень высокий процент. К чему это приводит, мы уже видели прошлым летом.
- Но в то же самое время многие говорят, что просто туры дешевые, поэтому демпинга-то никакого нет. Много новых компаний пришли на рынок?
- Да, у нас обыватель привык к тому, что он идет мимо магазина, видя объявления, что там скидка 70%, он испытывает положительные эмоции. Говорят, что это хорошо, потому что я могу зайти в магазин и купить что-то намного дешевле. Когда ты покупаешь тур, ситуация немножечко другая, ты этот тур сразу не используешь, ты его покупаешь и поедешь отдыхать через месяц, через два, может быть, даже через полгода. И здесь, в отличие от ботинок, которые ты купил со скидкой 70%, не гарантировано, что ты куда-то вообще поедешь, правильно? Ситуация отличается кардинально. Кроме того, хочу открыть страшную тайну: туроператорский бизнес на сегодняшний момент - это вещь не очень высокорентабельная. Если у туроператора средняя наценка около 5%, то это очень хорошо. Представьте себе, если вы продали тур со скидкой 50%, вам нужно продать еще десять туров с нормальной наценкой, чтобы просто оказаться в нулях, при этом накладные расходы у вас остаются, но вы ничего не заработали.
- А для самих туристов какая-то угроза есть, для тех, кто покупает эти туры по низким ценам?
- Риски есть, большие или меньшие - это зависит в первую очередь от того, как скоро состоится ваш тур. Если вы успели его купить дешево, быстренько съездили, отдохнули и вернулись, и довольны, то для вас все замечательно. Если вы купили такой тур и собираетесь ехать через два-три месяца, честно скажу, я бы вам посоветовал воздержаться от такой покупки: как опять же показывает опыт прошлого лета, далеко не все туроператоры переживут это лето. И этим летом ситуация лучше не стала, чем прошлым, она стала хуже, стала серьезно хуже, поскольку стала хуже ситуация в экономике в целом. Поэтому здесь есть целый ряд рисков: во-первых, туроператор может просто не справиться со своими обязательствами, и ваши деньги пропадут, вы потом будете долго получать компенсацию через страховые компании. Или как было, к сожалению, с парой фирм в прошлом году - туроператор может сознательно собирать деньги для того, чтобы потом обанкротиться, а то и просто исчезнуть с этими деньгами. Такой риск тоже, к сожалению, есть. Поэтому каждый здесь должен взвешивать по ситуации.
- Но предложение, по меньшей мере, заманчивое. Я прямо посмотрел сейчас несколько сайтов туроператоров, продают по 6-7 тыс. руб. туры в Крым, причем некоторые даже с авиаперелетами, хотя на некоторых сайтах там порядка 11 тыс. руб. берут туда и обратно.
- Совершенно верно, цены неправдоподобные. На самом деле, такие низкие цены можно объяснить несколькими причинами. Одна причина - туроператор взял, например, блоки мест на перелете, места эти у него горят, поэтому если он их продаст даже за 500 руб., все равно у него 500 руб. получится в кассу. В противном случае он просто не получит ни копейки, поэтому он их продает дешево. То же самое с отелями: ряд отелей может быть оплачен намного вперед, выкуплены гарантии на весь сезон, и нужно эти гарантии заполнять, поэтому лучше получить хоть какую-то копейку к себе в оборот, чем вообще не получить. Второй вариант - туроператор сознательно продает туры ниже себестоимости, зачастую намного ниже, для того чтобы своими могучими плечами пнуть всех конкурентов с рынка. Это тоже плохо, потому что это вообще вопрос к Антимонопольному комитету, не совсем корректное поведение на рынке, которое приводит к нежелательным последствиям. В любом случае это плохо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции