Газета.Ru
18 мая 2015, 10:49
Как "Максим Горький" упал на Москву
18 мая 1935 года самый крупный в мире самолет "Максим Горький" упал в Москве. Вместе с ним погибли лучшие советские авиаконструкторы и инженеры
В истории 1932 год запомнился не только окончанием первой пятилетки, которая началась в 1928 году и была выполнена за четыре года и три месяца, но и появлением идеи создать в Советском Союзе самый большой агитационный самолет в мире. А назвать его в честь Максима Горького было решено потому, что именно на 1932 год пришелся юбилей литературной деятельности знаменитого писателя. Доверили создание гиганта специалистам из конструкторского бюро Андрея Туполева и Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), которые уже отметились созданием тяжелого бомбардировщика ТБ-3, известного также как АНТ-6.
Энтузиасты и трудящиеся с ходу собрали на строительство гиганта 6 млн руб. Не оставили без внимания амбициозный проект и советские власти.
Самолет был готов к 1934 году. И вполне себе мог похвастаться характеристиками, чего только стоили восемь двигателей общей мощностью 7200 л.с.
Размах крыла гиганта составлял 63 м, а площадь - 486 кв. м. Взлетная масса самолета составляла 42 т. Для взлета и посадки 30-метровому гиганту требовалось всего лишь 300-400 м, а его потолок равнялся 7,5 км. При этом максимальная скорость на высоте 3500 м равнялась 275 км/ч, а у земли - 260 км/ч. Улететь "Максим Горький" мог аж на 1 тыс. км, что по тем временам для такого гиганта вполне солидно. Уместиться в самолете могли 8 членов экипажа и 72 пассажира. На борту имелись типография с ротационной машиной, способной печатать по 8 тыс. листовок в час, радио, кино- и фотолаборатории. Помимо всего прочего обладал "Максим Горький" и самым настоящим автопилотом.
Впервые в воздух гигант поднялся 17 июня 1934 года. За его штурвалом находился прославленный советский летчик Михаил Громов.
Впоследствии на самолете смогли установить два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 тыс. и 15 тыс. кг на высоту 5 км. Успел "Максим Горький" и пролететь над Красной площадью в сопровождении двух истребителей - это произошло во время чествования легендарных челюскинцев. Полетать на самолете успел и создатель "Маленького принца" Антуан де Сент-Экзюпери, приезжавший в Советский Союз в 1935 году.
Сгубило "Максима Горького" стечение обстоятельств вкупе с безалаберностью. Пока пилот Михаил Громов лежал в больнице с жалобой на язву, а Андрей Туполев находился в США, было принято решение провести демонстрационный полет АНТ-20 и записать этот полет на видео. Сопровождать "Максима Горького", которым управлял знаменитый летчик Иван Михеев, должны были самолеты Р-5 и И-5 под управлением Владислава Рыбушкина и Николая Благина. Кроме того, на борту "Максима Горького" находились специалисты ЦАГИ вместе со своими детьми.
Взлетел самолет с Ходынского аэродрома, который до 1926 года носил имя Льва Троцкого, а впоследствии был назван в честь Михаила Фрунзе.
Вместе с ним в воздух поднялись и самолеты сопровождения. С Р-5 велась видеосъемка, а И-5 выполнял фигуры высшего пилотажа. В целом второй самолет был необходим для того, чтобы подчеркнуть и без того гигантские размеры "Максима Горького".
Полет проходил вполне успешно, и летчики уже готовились сажать гиганта, однако продолжавший выполнять фигуры высшего пилотажа Благин, который решил исполнить некое подобие "мертвой петли", врезался в АНТ-20 и выбил средний мотор гиганта.
И-5 продолжил разваливаться: его хвостовая часть нанесла непоправимый ущерб органам управления "Максима Горького", который попросту начал разрушаться в воздухе.
За падением на землю последовал страшный взрыв. Трупы и обломки собирали по всему поселку Сокол.
В катастрофе погибли сам Благин, 11 членов экипажа "Максима Горького", а вместе с ними 37 пассажиров из числа ведущих сотрудников ЦАГИ и их детей. Несмотря на то что во всем винили именно Благина, он был похоронен вместе с остальными жертвами авиакатастрофы на Новодевичьем кладбище в Москве.
К слову, именитый писатель Максим Горький умер спустя год - 18 июня 1936 года. А следствие, которое вели представители НКВД, обвинило в происшедшем документалистов, которые якобы и попросили летчика Благина исполнить фигуры высшего пилотажа для пущей зрелищности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции