Ростехнологии
30 апреля 2015, 17:22
Российская беспилотная авиация: история и перспективы
Беспилотная авиация в России имеет очень неплохие перспективы. Однако на сегодняшний день в этой отрасли наша страна отстает от мировых лидеров
У истоков
В 80-е годы прошлого века наша страна была одним из лидеров в сфере разработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Советский ВПК ориентировался на создание крупных устройств типа Ту-143 "Рейс" или Ту-141 "Стриж".
Ту-143 "Рейс" обладал действительно весьма внушительными габаритами. Его длина - 8,06 м, размах крыльев - 2,24 м, масса - 1230 кг. Данный летательный аппарат был предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту. По окончании полета Ту-143 разворачивался и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и маневра "горка" осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси. В 1970-1980-х годах было выпущено 950 таких БПЛА. Некоторые до сих пор находятся в эксплуатации.
Ту-141 "Стриж" был еще крупнее. Его длина - 14,33 м, размах крыльев - 3,88 м, масса - 5370 кг. Он предназначался для ведения разведки на глубину несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Беспилотник состоял на вооружении ВВС СССР c 1979 по 1989 годы.
Но самые первые отечественные БПЛА появились еще раньше. Например, разведывательный Ла-17Р. Его разработка началась еще в 1959 году. В 1963-м было выпущено более 20 таких аппаратов. Летая на высоте до 900 м, машина была способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50-60 км, а с высоты 7000 м "видела" объекты на расстоянии до 200 км. Аппарат состоял на вооружении до начала 1970-х годов, но в боевой обстановке не применялся.
В целом, за период с середины 60-х до начала 90-х советские конструкторы создали около полутора десятков различных типов БПЛА. Однако в 90-е годы и начале 2000-х все наработки были утрачены. Россия в сфере создания беспилотников откатилась на много лет назад.
В боевых условиях беспилотные летательные аппараты были впервые применены в израильско-сирийском конфликте.
Наверстывая упущенное
К настоящему времени БПЛА значительно усовершенствовались, а их функциональность и роль в боевых действиях возросли. В мире сфера строительства беспилотных летательных аппаратов переживает настоящий бум: создается широкая номенклатура машин - от мини-устройств, рассчитанных на индивидуальное применение военнослужащим на поле боя, до сложнейших и дорогостоящих стратегических аппаратов. Так, к примеру, все боевые самолеты-истребители шестого поколения разрабатываются в двух вариантах: пилотируемом и беспилотном. Но даже небольшие БПЛА, в дополнение к разведывательным функциям и радиоэлектронной борьбе (РЭБ), получают ударные возможности, сопоставимые с возможностями истребительной и штурмовой авиации.
Мировым лидером среди производителей БПЛА является Израиль: 80% выпущенных в этой стране беспилотников идут на экспорт в 49 государств, в том числе и в Россию. С 2005 по 2013 год Израиль продал беспилотных летательных аппаратов на сумму 4,6 миллиарда долларов. По данным института SIPRI (Стокгольм), в 2001-2011 годах Израиль контролировал 41% мирового рынка БПЛА.
Россия в сфере производства беспилотных летательных аппаратов пока отстает от мировых стандартов. Наверстать упущенное - такую задачу поставило перед российскими конструкторами военно-политическое руководство страны. А если конкретнее, то к 2022 году доля российских беспилотных воздушных судов должна составить как минимум 5%.
Определенные наработки по БПЛА российская военная промышленность уже имеет. Над этой темой трудятся специалисты многих отечественных предприятий и конструкторских бюро, в том числе компании, входящие в Ростех.
На сегодняшний день самыми известными военными беспилотниками России являются "Орлан-10" и "Дозор-600". "Орлан-10" является тактическим разведывательным беспилотником малого радиуса действия. Его взлетная масса 14 кг, в том числе 5 кг полезной нагрузки. Аппарат отличает значительная продолжительность полета - 16 ч. "Дозор-600" относится к тяжелым разведывательно-ударным БПЛА. Взлет и посадка аппарата осуществляются по-самолетному. Основу полезной нагрузки составляют РЛС, видеокамера, тепловизор и фотокамера. При соответствующей доработке "Дозор-600" сможет выполнять и ударные функции.
В 2011 году был заключен контракт на сборку в России беспилотных летательных аппаратов израильской компании IAI. Сумма сделки составила около 400 млн долларов. Выпуск наиболее дорогостоящих комплексов типа Searcher MkII с российским названием "Форпост" был организован на входящем в Ростех Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА).
В целом, в России к настоящему времени разработано уже несколько десятков беспилотных систем различного класса и типа. Но наиболее представительным пока остается класс мини-БПЛА.
Гражданские дроны
Ключевые вопросы развития производства БПЛА обсуждались в ходе II Международной конференции "Беспилотная авиация-2015", состоявшейся в апреле в Москве. В форуме принимали участие сотрудники оборонного ведомства, Минтранса и других министерств. Это свидетельствует о том, что все они непосредственно заинтересованы в развитии беспилотной авиации и придают этой теме важное значение.
Большое внимание было уделено расширению сфер использования БПЛА для решения не только военных, но и гражданских задач, таких как: применение БПЛА в нефтяной отрасли, при производстве поисковых работ, мониторинге паводковой обстановки, лесных пожаров, при выполнении поисково-спасательных работ, применение БПЛА в целях повышения эффективности систем жизнеобеспечения города, в работах по воздействию на облака, в осуществлении охранно-мониторинговой деятельности, в охотничьем хозяйстве, в атмосферных технологиях, в деятельности по охране природы.
По мнению ряда экспертов и руководителей военно-промышленного комплекса страны, России не следует сосредотачиваться на развитии ударных беспилотников. Во-первых, доверять поражение цели роботу - весьма опасно. А во-вторых, с этими функциями отлично справляются пилотируемая авиация и крылатые ракеты. А вот в качестве средств разведки и целеуказания беспилотники имеют в Вооруженных силах России очень хорошие перспективы.
Госкорпорация Ростех еще в 2013 году объявила о том, что концентрирует усилия на разработке беспилотных летательных аппаратов - комплексов воздушной разведки и наблюдения. При создании БПЛА специалисты Ростеха работают в международной кооперации, привлекают инвесторов и используют инновационные подходы, в частности, аддитивные технологии (послойный синтез на 3D-принтере). Недавно с помощью данных технологий впервые был создан полноразмерный БПЛА-демонстратор.
На авиасалоне МАКС в этом году можно будет увидеть первый полноразмерный образец беспилотного летательного аппарата "Чирок" массой 750 кг. Также на 2015 год запланирован и первый полет этого беспилотника.
В настоящее время на основе БПЛА "Чирок" создается следующая модель - двухтонный многоцелевой летательный аппарат на воздушной подушке. В новом БПЛА использованы те же технологии, но по ряду характеристик большой аппарат будет превосходить "младшую" модель. Проект инициативной разработки уже готов, возможно изготовление опытного образца.
Согласно планам, в 2015-2016 году в России будет создан пятитонный БПЛА. А в 2018-м, как ожидается, появится новый тяжелый ударный беспилотник массой 20 тонн.
В феврале 2015 года концерн "Калашников" договорился о покупке контрольного пакета акций (51%) одной из ведущих российских компаний в сфере создания беспилотных летательных аппаратов - ZALA Aero.
"На базе концерна "Калашников" и компании ZALA Aero мы планируем осуществлять разработку и производство беспилотных летательных аппаратов, мобильных и наземных станций управления, - отметил генеральный директор концерна "Калашников" Алексей Криворучко. - Основными продуктами станут разведывательные беспилотные самолеты, вертолеты и аэростаты".
Создаваемые беспилотные летательные аппараты планируется применять для охраны государственных границ, разведывательных и спасательных операций, операций специального назначения, а также для воздушного мониторинга объектов повышенной опасности, проведения геодезических, картографических работ и научных исследований в суровых климатических условиях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ростехнологии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции