О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Навигаторы воздушных коридоров

Скоротав с авиадиспетчерами смену, наш корреспондент поняла: слабо! Фото И. Гамана Высший пилотаж авиадиспетчерского мастерства: умение справиться с нестандартной ситуацией - когда уже кажется, что к тебе летят все самолеты планеты

Накануне Дня гражданской авиации корр. "Н" неудержимо потянуло в аэропорт. Нет, улетать я никуда не собиралась, гораздо интереснее было примерить на себя особенности и трудности другой профессии. Какой? Летчики, стюардессы, даже авиационные техники - специальности, в общих и некоторых частных чертах народу довольно известные. Но что мы знаем о работе таких спецов, как авиадиспетчеры, кроме того, что она ужасно ответственная? В общем, выбор был сделан...

Другое УВД и центровые

С 1994 года диспетчерская служба, входившая в структуру владивостокского аэропорта, стала самостоятельным предприятием - "Примораэронавигация". Его сотрудники отвечают за безопасность воздушного движения над территорией Приморья и акваторией Японского моря. Здесь свои правила, зоны ответственности и кодексы чести.

А УВД - это вовсе не милиция. В данном случае речь идет об управлении воздушным движением. В аэропорту "Владивосток" этим самым движением управляют с трех пунктов. Начальный - аэродромно-диспетчерский. Именно здесь две девушки дают "добро" на начало полета. Но главное - дальше.

Самое интересное происходит в небольшом зале пункта РЦ - районного центра. За пультами - трое диспетчеров, очень, кстати, молодой коллектив. Звучат голоса на русском, английском, несется информация с различных бортов и обратно. Внешне обстановка не выглядит напряженной - все происходит спокойно, каждый выполняет свою работу.

РЦ обслуживает самый большой и интенсивный поток из Японии в Европу (утром) и обратно (во второй половине дня). Мы попали в японский период - у нас на связи 11 самолетов, которые идут транзитом через Владивосток. Их можно видеть на экране компьютера, где высвечиваются карта и маршруты движения. Плюс информация, которая сопровождает судно и движущийся квадратик - самолет. В "час пик" через диспетчеров проходит до 28 воздушных судов. Поэтому, анализируя ситуацию с недавней катастрофой в Швейцарии, специалисты качают головами: пять управлявшихся тогда диспетчерами самолетов - это не нагрузка.

Справка "Н"

Общая протяженность воздушных трасс в районе ответственности "Примораэронавигации" - более 18 тысяч километров. Среднесуточная интенсивность движения - до 100 судов. Авиадиспетчеры непосредственно взаимодействуют с центрами УВД Саппоро, Пхеньяна, Шеньяна. Кроме Владивостокского центра УВД, в состав предприятия входят филиалы в Дальнереченске, Кавалерово, Золотой долине. В пунктах Единка, Рощино, Чернышевка, Муравейка и Барабаш находятся отдельные приводные радиостанции. На пульте с помощью карандаша и линейки фиксируется воздушная обстановка, график определяет интервалы по времени, расстоянию, высоте. Между нашими судами - 50, 70 и более км - нормально, разводить на разные высоты не требуется. Возможность опасного сближения судов предвидит и оборудование. В целом страховок очень много: выйдет из строя электропитание - есть аккумуляторные батареи, полетят каналы передачи данных - сработает резервирование через спутник или по наземным кабельным каналам. Диспетчерский пункт относится к категории объектов, которые не подлежат отключению от электроэнергии ни при каких обстоятельствах, но на случай аварии здесь работает дизель-генератор.

Два других экрана показались мне простыми мигалками. Оказалось, это системы отображения информации с локатора. Они схематично показывают все, что попадает в зону его зрения, - сопки, птицы, самолеты, грозовые облака...

Территория круга

Это ближняя к аэропорту зона ответственности, которая на карте отмечена кругом. Его радиус - 60 км. Здесь очень зрелищно - взлетные полосы как на ладони. Контроль осуществляется по приборам и визуально: вот взлетел маленький "Як" на Китай, вот готовится сесть "Тушка". Диспетчер посадки видит проекции самолета сбоку, сверху, его движение относительно линий снижения и курса. Диспетчерский пункт круга находится вдали от аэропорта - на аэродроме Кневичи. Он совместно эксплуатируется гражданскими и военными диспетчерами. Здесь нравится начинающим специалистам - очень красиво.

Александр Коваленко, начальник смены:

- Идет задержка иркутского рейса на один час. И на вылет - два самолета по плану. Небольшой сбой, но с ним справимся. Все отработано до автоматизма, думаешь только о работе, и груз ответственности не мешает.

Человеческий фактор

По словам Александра Добровольского, начальника отдела УВД и моего провожатого, случается, что выпускник авиационного вуза даже после достаточной стажировки не может получить допуск к обслуживанию самолета:

- Не хватает усидчивости, стремления все познать. Самое сложное - справиться с нестандартной ситуацией. Например, идет поток воздушных судов с интервалом 20 минут - это стандарт. А вот два судна, которые должны прибыть в одно и то же время из Хабаровска и Сеула, - уже не стандарт. Потому что сегодня будет чуть впереди один самолет, завтра - другой. Все время ситуации разнятся, и постоянно нужно подходить по-новому к решению проблемы. Особенно напряженная работа после больших задержек по метеоусловиям, когда идут самолеты с запасных аэродромов. Важно грамотно обеспечить их безопасность. Именно в профессионализме - диспетчерский кодекс чести.

Справка "Н"

Авиадиспетчеров готовят в авиационных колледжах и вузах Санкт-Петербурга, Красноярска, Ульяновска. Есть курсы для специалистов бывшего летного состава, которые отстранены от полетов по возрасту или здоровью, но багаж знаний позволяет им стать первоклассными диспетчерами. Действует программа профотбора, вводится новая - по тестированию на способность обучения языкам. Что касается автора этих строк, то, согласно предварительному диагнозу специалистов "Примораэронавигации", научить журналиста работать за диспетчерским пультом возможно. Мой собственный прогноз гораздо пессимистичнее: ну научилась бы - и нажимала на кнопки, как попугай, не представляя, что делаю. Нет, не стать даже самому внимательному репортеру диспетчером. Я лично ни за что не нашла бы выход из экстремальной ситуации. Лучше просто подержаться за бинокль и край диспетчерского стола......
Авторские права на данный материал принадлежат «Ежедневные Новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка