Сегодня
3 июня 2015, 10:23
Модернизация ВТА России
В свое время Советский Союз создавал уникальные военно-транспортные самолеты, которые прославили не только отечественную авиапромышленность, в частности, но и нашу страну в целом
Даже сейчас, изучая возможности советских транспортных самолетов, ясно, что при своевременной и глубокой модернизации они могут успешно эксплуатироваться еще долгие годы.
Ил-76МД-90А (Ил-476)
Новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной модификацией Ил-76МД. Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолет может транспортировать весь перечень вооружения и военной техники, применяемой воздушно-десантными войсками России. Также Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки раненых и тушения площадных пожаров.
Проект создания Ил-76МД-90А был утвержден еще в 2007 году, однако из-за проволочек первый экземпляр новой машины был готов только через пять лет.
22 сентября 2012 года был выполнен первый полет нового самолета. По словам командира экипажа, заслуженного летчика-испытателя, Героя России Николая Куимова, "полет прошел нормально, все системы самолета работали штатно, без замечаний".
Основные конструктивные особенности Ил-76МД-90А от исходной машины заключаются в следующем:
- штатные двигатели Д-30КП2 заменены на значительно более современные и экономичные ПС-90А-76;
- в конструкции нового крыла применены длинномерные панели;
- топливная система доработана под новое крыло;
- на Ил-76МД-90А применена новейшая цифровая система автоматического управления САУ-76;
- самолет оснащен так называемой "стеклянной кабиной". Вместо аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолетных систем и оборудования. В кабине самолета восемь многофункциональных индикаторов (шесть у летчиков и два - у штурмана). Такой вариант более информативен: пилотам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолета, его скорость, высота и другие пилотажные параметры;
- доработаны самолетные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;
- на самолете установлена новая ВСУ ТА-12А.
Грузоподъемность нового самолета достигает 52 тонны (вместо 40-47 тонн на более ранних модификациях). Максимальная дальность полета при нагрузке в 20 тонн увеличилась до 8500 км (вместо 6700 км).
Тем не менее, проект Ил-76МД-90А продвигается с трудом. Первое, в настоящее время покупка новых военно-транспортных машин обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолетов до уровня Ил-76МДМ; кроме того, кризис экономики может привести к пересмотру программы по серийному производству новых самолетов. Второе, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания новой машины начались сравнительно недавно, при этом их ход отстает от графика; причем первый полет Ил-76МД-90А изначально собирались провести еще в 2011 году. Остается неясным, будет ли в дальнейшем программа испытаний и производства новых "транспортников" идти в точном соответствии с планом.
Ил-76МФ
Практически одновременно с принятием Ил-76 на вооружение, еще 13 января 1976 года Министерство авиационной промышленности СССР дало указание провести проработку вопроса создания самолета Ил-76МФ, имеющего намного лучшие характеристики по транспортной производительности. Однако для такого самолета еще не имелось подходящего двигателя, поэтому работы по созданию Ил-76МФ были приостановлены.
В конце 1980-х годов в Советском Союзе был создан новый двигатель ПС-90А, Ил-76МФ был готов к серийному производству, однако развал СССР нанес тяжелый удар по авиапрому России. Поэтому вследствие экономического коллапса новый самолет выполнил первый полет только 1 августа 1995 года. Командиром экипажа был заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов.
По своим транспортным возможностям Ил-76МФ на 40% превосходит Ил-76МД, объем грузовой кабины увеличен с 326 м2 до 400 м2, в грузовой кабине установлена новая система напольной механизации, обеспечивающая перемещение и крепление международных авиационных поддонов и контейнеров с грузами.
Все эти изменения позволили:
- увеличить грузоподъемность нового самолета до 60 тонн;
- обеспечить возможность перевозки длинномерных грузов (до 31 м);
- увеличить дальность полета на 20%;
- снизить удельный расход топлива на 15%;
- выполнить требования ИКАО по уровню шума на местности и эмиссии (выбросам вредных примесей при сгорании топлива);
- снизить уровень прямых эксплуатационных расходов.
Установленный на Ил-76МФ комплекс бортового транспортного оборудования позволяет выполнять погрузку и выгрузку с помощью лебедок и электротельферов, в том числе и крупногабаритной техники без применения специального наземного оборудования, что дает возможность автономно работать на аэродромах различного класса. Четыре подтрапника, переставляемые по ширине рампы, помогают экипажам боевой техники с любой колеей самостоятельно въезжать в самолет. Грузовая кабина, как и кабина экипажа, герметичная и обеспечивает поддержание нормального атмосферного давления, комфортное пребывание десанта на борту.
У Ил-76МФ отличная аэродинамическая компоновка крыла с надежными трехщелевыми закрылками, многоколесное шасси повышенной проходимости с высокоэффективной тормозной системой колес. Этот уникальный самолет может эксплуатироваться в высокогорье, в жарких и холодных климатических условиях, на бетонных и грунтовых аэродромах с короткой взлетно-посадочной полосой.
На Ил-76МФ установлен новый пилотажно-навигационный комплекс "Купол-3". Спутниковая навигационная система существенно расширила возможности самолета. Новый "Ил" может выполнять задачи в любой точке мира, в местах, которые не оборудованы радиосвязными и навигационными системами. И сегодня это - новый шаг в модернизации авиалайнеров, в том числе и Ил-76МФ.
Однако, несмотря на расширенные возможности Ил-76МФ, в строю ВВС России его нет до сих пор. Зато этим воспользовалась Иордания - в 2011 году авиакомпания "Jordan International Air Cargo" получила два таких самолета; иорданские летчики эксплуатируют их - не нарадуются. Кроме того, мало кто знает, что после крушения социалистического блока именно Ил-76-е пополнили авиапарк Военно-воздушных сил США.
Комментарии, как говорится, излишни...
Ан-124-100М-150
Несмотря на уникальные качества транспортного гиганта, становилось ясно, что со временем Ан-124 необходимо оснастить обновленным комплексом БРЭО; вместе с тем было нужно усилить конструкцию фюзеляжа для обеспечения загрузки-выгрузки и перевозки моногрузов массой до150 тонн. Поэтому с начала 2000-х годов в АНТК "Антонов" велась работа по модернизации машины, получившей индекс Ан-124-100М-150.
На новом самолете модернизированы комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования на 1000 точек. Две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации самолета.
Модернизированное бортовое оборудование позволяет выполнять транспортно-десантные задачи днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии ПВО противника, а также в длительном отрыве от аэродрома основного базирования. Самолет оснащен новым погрузочно-разгрузочным оборудованием, бортовыми передвижными кранами (БПК) общей грузоподъемностью до 30 тонн, швартовочным оборудованием.
Главные конструктивные особенности Ан-124-100М-150 от исходной машины:
- максимальная нагрузка увеличена до 150 тонн;
- увеличена дальность полета с грузом 120 тонн с 4650 км до 5400 км;
- на самолете модернизированы навигационный комплекс и локатор;
- установлены новые цифровые тормозные блоки и разработана система торможения, что позволяет на 30% сократить посадочную дистанцию;
- уменьшен состав экипажа с шести до четырех человек и повышен комфорт кабины отдыха;
- установлены усиленные колеса и шины;
- установлена более совершенная система молниезащиты самолета;
Кроме того, без специального разрешения возможна перевозка моногрузов весом до 50 тонн. Самолет имеет систему централизованной заправки под давлением через четыре заправочные горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Также возможна заправка самотеком через две заливные горловины, расположенные на верхних частях правой и левой консолей крыла. Простота, надежность и безопасность эксплуатации самолета обеспечиваются резервированием систем и их компьютеризацией.
Возможности "Руслана" так поразили генералов из Пентагона, что в марте 2006 года началось использование "транспортников" в рамках программы НАТО и Европейского Союза SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). Ан-124 применяется для обеспечения частей НАТО в Средней Азии и Афганистане (правда, Россия недавно закрыла свой воздушный коридор для авиации НАТО), а также в районе Персидского залива для перевозки зенитно-ракетного комплекса РАС-3 "Пэтриот".
После развала Советского Союза американские специалисты тщательно изучили возможности Ан-124, но ничего подобного они так и не сумели создать. Однако экономический кризис в России и события на Украине сделали свое черное дело - в составе российских ВВС эксплуатируются всего лишь два Ан-124-100М-150…
Ил-112
Ил-112 - проектируемый российский легкий транспортный самолет нового поколения, предназначенный для замены устаревших Ан-26. Планируются к выпуску две модификации: военно-транспортный самолет Ил-112В и транспортная машина для гражданской авиации Ил-112Т.
Согласно проведенному еще в 1990-х годах анализу, спрос на легкий транспортный самолет в военной и гражданской модификациях оценивался в России приблизительно в 300 машин (однако учитывая бездорожье и старение инфраструктуры, реальная потребность транспортной авиации в Ил-112 составляет в 500-600 самолетов).
Ил-112 предназначен для эксплуатации на небольших малооборудованных аэродромах, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия взлетно-посадочных полос. Для Ил-112 проектируют принять систему эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, которая обеспечивает поддержание требуемого уровня летной годности при минимальных эксплуатационных расходах и срока службы 35 лет.
Вначале Госпрограммой вооружений на период до 2020 года предусматривалось производство 62 серийных самолетов Ил-112В; однако впоследствии заказ на закупку нового военно-транспортной машины был уменьшен, сообщил агентству "Интерфакс" источник в оборонно-промышленном комплексе, не уточнив при этом, на сколько единиц он сокращен.
Первые серийные Ил-112В, по словам источника, ВВС России получат в конце 2018 - начале 2019 годов. Ранее сообщалось, что весь комплекс НИОКР по созданию Ил-112В будет закончен к 2020 году, а первые две опытные машины появятся уже в 2016 году. Всего, по оценкам специалистов ОКБ им. С.В. Ильюшина, до 2030 года компания планирует построить до 200 самолетов Ил-112 всех модификаций.
Однако проект продвигается с большим трудом из-за хронического недофинансирования и проблем с двигателями, не развивавшими установленной мощности. Ранее Минобороны уже отказывалось финансировать доводку Ил-112 и закупать эти машины, однако в 2013 году работы были возобновлены. Посмотрим, удастся ли в России начать серийное производство новых машин...
Крупная и боеспособная группировка военно-транспортной авиации - жизненно необходимое условие сохранения боеспособности Вооруженных сил России и самой России, как единого целого. Чтобы убедиться в справедливости этого тезиса, достаточно взглянуть на карту автомобильных и железных дорог России: значительная часть территории нашей страны доступна только с помощью авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В аэропорту Пулково увеличилась пропускная способность зоны регистрации
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти