О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

The National Interest: превосходит ли ПАК ФА американские истребители?

Новые российские проекты военной техники привлекают внимание как в нашей стране, так и за рубежом

Новые российские проекты военной техники привлекают внимание как в нашей стране, так и за рубежом. Заграничные средства массовой информации стараются следить за российскими работами и держать свою аудиторию в курсе дела. Одной из актуальных тем является разработка истребителя пятого поколения в рамках проекта ПК ФА ("Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации"). Сохранению интереса способствуют различные заявления российских официальных лиц.

3 июня американское издание The National Interest опубликовал статью Is Russia"s Lethal PAK-FA Fighter Superior to America"s F-22 and F-35? ("Превосходит ли российский истребитель ПАК ФА американские F-22 и F-35?"). Как ясно из названия, автор публикации, Закари Кек, решил изучить состояние трех проектов и сравнить их возможности, пользуясь открытыми источниками. Фактическим поводом для появления публикации стали заявления российских чиновников, прозвучавшие в последних числах мая.

З.Кек начинает свою статью с прямого утверждения о характеристиках и возможностях нового российского самолета. Ссылаясь на высокопоставленных российских чиновников, автор пишет, что новый истребитель пятого поколения российской разработки будет превосходить своих американских "одноклассников" в лице самолетов F-22 и F-35.

Подобное мнение было озвучено в конце мая главкомом ВВС России генерал-полковником Виктором Бондаревым. По словам этого военачальника, самолет ПАК ФА сможет эффективно противостоять существующим американским истребителям пятого поколения. Бондарев отметил, что ПАК ФА ничем не хуже аналогов американской разработки. Кроме того, есть основания полагать, что он превосходит самолеты F-22 и F-35 по некоторым характеристикам.

В целом, В. Бондарев оценивает новый российский проект достаточно высоко. Он полагает, что имеющиеся возможности и достигнутые характеристики обеспечат новому самолету превосходство над всеми существующими и перспективными истребителями пятого поколения, уже созданными или пока разрабатываемыми в зарубежных странах.

З. Кек напомнил о параметрах, за счет которых, по мнению главнокомандующего ВВС, достигается превосходство над зарубежной техникой. К подобным характеристикам отнесена возможность полета со скоростями более М=2. Кроме того, В. Бондарев отмечал и иные особенности перспективного самолета, которые должны обеспечить ему превосходство над конкурентами. Большое внимание уделяется малозаметности для средств обнаружения противника, комплексу вооружения и характеристикам маневренности.

На данный момент, по мнению В. Бондарева, самолет ПАК ФА показывает хорошую производительность различных систем. В частности, комплекс вооружения позволит эффективно работать по воздушным и наземным целям. Кроме того, обеспечивается минимально возможная заметность для радиолокационных станций противника. Также главком ВВС России отметил, что ПАК ФА сможет атаковать не только наземные, но и надводные цели.

Журналист The National Interest отмечает интересный подход к использованию технологий, раскрытый В. Бондаревым. По словам главкома, в проекте ПАК ФА используются самые новые технологии по мере их появления и освоения. На данный момент в проекте используются самые новые компоненты и технологии. Кроме того, ведется внедрение новых разработок, создаваемых в настоящее время.

По последним данным, опытные самолеты ПАК ФА сейчас проходят испытания. Первые машины планируется передать военно-воздушным силам в следующем году. Еще через год предполагается начать поставку серийной техники. Именно такие сроки выполнения тех или иных этапов проекта подтвердил главком ВВС в своих недавних заявлениях.

В конце мая генерал-полковник Бондарев также затронул тему количества планируемых к закупке истребителей. По его словам, военное ведомство желает приобрести такое количество подобной техники, какое сможет выпустить промышленность. Предполагается закупить максимально возможное количество самолетов. Естественно, промышленность не сможет быстро построить партию из 24 требуемых самолетов. По этой причине военные будут закупать столько техники, сколько смогут строить предприятия. Если будет возможность выпустить только четыре самолета, то будет куплено четыре, если построят десять, то ВВС купят десять.

Автор издания The National Interest отмечает, что последние заявления В. Бондарева в некоторой мере противоречат планам военного ведомства, оглашенным ранее. Так, в марте этого года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что из-за экономических трудностей планы по закупке самолетов ПАК ФА могут быть сокращены. В таком случае предполагается начать эксплуатацию истребителей пятого поколения, а также самым активным образом использовать технику поколения "4+" в лице самолетов Су-30 и Су-35. Тем не менее, по словам Борисова, к 2020 году, как говорилось и ранее, ВВС должны получить 55 самолетов нового поколения.

З. Кек также упоминает сообщения в российских государственных СМИ. Они упоминают самолет ПАК ФА (также используется альтернативное обозначение Т-50) как малозаметный одноместный двухмоторный самолет, который станет первым типом авиационной техники российской разработки с полноценным использованием т.н. стелс-технологий. Также в российской прессе упоминается, что ПАК ФА является многоцелевым самолетом и способен выполнять различные боевые задачи, как завоевывать превосходство в воздухе, так и атаковать наземные цели.

Имеющиеся сведения о проекте ПАК ФА, как отмечает З. Кек, вызывают беспокойство у американских специалистов. Так, еще в прошлом году свое мнение о российском проекте истребителя пятого поколения высказал бывший начальник разведки военно-воздушных сил США Дэйв Дептула. В своем интервью для The National Interest он заявил, что имеющиеся сведения и анализы свидетельствуют о достаточно сложном проекте, который обеспечит высокий потенциал. По своим возможностям новый российский истребитель может быть равен американским разработкам. Также существует мнение, согласно которому российский ПАК ФА по ряду характеристик превосходит американские F-22 и F-35.

В качестве причин возможного превосходства над американскими самолетами Д. Дептула назвал несколько характерных особенностей истребителя ПАК ФА. Это возможность изменения вектора тяги, цельноповоротное хвостовое оперение, а также отличная аэродинамика. Благодаря этим вещам ПАК ФА может превосходить новейший американский истребитель F-35.

Как видим, зарубежные СМИ стараются следить за новостями российских проектов, в первую очередь самых известных. По понятным причинам в зарубежной прессе регулярно появляются публикации о проектах ПАК ФА или "Армата", создаваемых в России. На эти проекты возлагаются большие надежды, из-за чего зарубежные журналисты стараются держать свою аудиторию в курсе дела.

Последняя публикация издания The National Interest о ходе проекта ПАК ФА привлекает внимание, в первую очередь из-за демонстрации интереса, проявляемого зарубежными специалистами к российским проектам. Кроме того, она интересна тем, что автор, рассматривая заявления российских военачальников и американских экспертов, поднимает вынесенный в заголовок вопрос: превосходит ли самолет ПАК ФА зарубежные аналоги?

По объективным причинам Закари Кек пока не может ответить на этот вопрос. Более того, точный ответ пока неизвестен даже специалистам и военным. Для ответа на вопрос из заголовка статьи необходимо знать множество характеристик и параметров сравниваемых самолетов, причем это не только максимальные показатели скорости и дальности или вес полезной нагрузки. При анализе реальных боевых возможностей авиационной техники необходимо учитывать массу иных факторов, часть которых вряд ли будет рассекречена и опубликована в ближайшее время.

Тем не менее, и в существующей ситуации с недостатком необходимых сведений специалисты по обе стороны океана высказывают мнение, которое может быть поводом для беспокойства среди американских военных. Судя по известным данным, российский истребитель ПАК ФА по своим характеристикам и возможностям, как минимум, не уступает своим главным конкурентам в лице американских самолетов F-22 и F-35. Насколько это мнение соответствует действительности - до конца не ясно. Возможно, в будущем общественность узнает точный ответ на вопрос из заголовка статьи в американском издании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка