ТАСС
17 июня 2015, 11:04
Первый советский реактивный пассажирский авиалайнер Ту-104. Досье
Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет, семейство узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров
Первый полет опытный экземпляр Ту-104 совершил 17 июня 1955 г. с экипажем под руководством летчика-испытателя Юрия Алашеева. Первый регулярный рейс с пассажирами состоялся 15 сентября 1956 г. Самолет серийно строился в 1956-1960 гг. на авиационных заводах номер 135 (ныне - Харьковское государственное авиационное предприятие, Украина), 166 (ныне - производственное объединение "Полет", Омск) и 22 (ныне - ОАО "Казанское авиационное производственное объединение", Казань). Всего была построена 201 машина, большинство из них эксплуатировались "Аэрофлотом", шесть самолетов Ту-104А были поставлены в Чехословакию для работы в парке национального авиаперевозчика CSA Ceskoslovenske Aerolinie (ЧСА, "Ческословенске аэролиние").
Самолет построен по аэродинамической схеме двухмоторного низкоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением, с расположением двух турбореактивных двигателей в корне крыла. Взлетная масса (здесь и далее - базовой модификации Ту-104 с двигателями АМ-3) - 75,5 т, размах крыла - 34,5 м, длина - 38,8 м, высота - 11,9 м. Экипаж - 5 человек, пассажировместимость - 50 человек. Практическая дальность - до 2 тыс. 750 км. Крейсерская скорость - 850 км/ч (максимальная - 950 км/ч).
Было создано порядка 20 модификаций лайнера. Среди них серийные 50-местный (Ту-104), 70-местный (Ту-104А), 100-местный (Ту-104Б) и 115-местный (Ту-104В-115) варианты, опытные модификации, летающая лаборатория для подготовки космонавтов при воздействии невесомости (Ту-104АК), штурманский учебный самолет (Ту-104Ш), "ретранслятор" для испытаний сверхзвукового лайнера Ту-144, четырехдвигательная экспортная модификация (Ту-110, программа была свернута из-за отсутствия заказов, 4 построенных машины использовались как летающие лаборатории), опытный военно-транспортный самолет Ту-107 и другие.
За создание Ту-104 в 1957 г. авиаконструкторы Андрей Туполев, Александр Архангельский, Николай Базенков, Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Бонин, Александр Стерлин, Леонид Кербер, Курт Минкнер и Алексей Черемухин были удостоены Ленинской премии.
В 1956-1958 гг. Ту-104 являлся единственным эксплуатировавшимся реактивным авиалайнером в мире. В 1960 г. лайнеры этого типа выполнили треть пассажирских авиаперевозок в СССР. Всего, по данным производителя, за 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 млн пассажиров, проведя в воздухе 2 млн летных часов и выполнив 600 тыс. полетов.
За годы эксплуатации в серьезных авариях и катастрофах потеряны 37 единиц Ту-104 (18% от общего числа выпущенных). "Аэрофлот" прекратил эксплуатировать лайнер в 1979 г., полеты принадлежавших Министерству обороны СССР Ту-104 были прекращены в 1981 г. после катастрофы под Ленинградом, в которой погиб командный состав Тихоокеанского флота. Последний зафиксированный полет лайнера состоялся 11 ноября 1986 г., когда один из сохранившихся в летном состоянии Ту-104А (регистрационный номер СССР-42322) перегнали на стоянку в музей Гражданского воздушного флота СССР, ныне - Головной отраслевой музей истории гражданской авиации (Ульяновск).
В настоящее время 10 экземпляров Ту-104 разных модификаций установлены в качестве самолетов-памятников или музейных экспонатов на въезде в московский аэропорт Внуково, в подмосковном Монино, Самаре, Ульяновске и Рыбинске. Два музейных экземпляра имеются на Украине (Киев, Харьков), еще три - в Чехии (Прага, Зруч, Петровице). 7 экземпляров разной степени сохранности находятся в Щелково, Жуковском, Бердске, Омске, Томске, с. Смольки Нижегородской обл. и Житомире (Украина)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции