РИА Томск
18 июня 2015, 11:43
Ту-104 переедет с задворок бывшего лагеря в томский поселок Элеонор
Инвесторы, строящие коттеджный поселок Элеонор на левом берегу Томи, планируют летом 2015 года перевезти на его территорию и выставить на всеобщее обозрение самолет-памятник Ту-104
Первый реактивный
Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет, семейство узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров. Разработан в первой половине 1950-х годов, проектировался на основе ранее производимого бомбардировщика Ту-16. Первый полет опытный экземпляр Ту-104 совершил 60 лет назад - 17 июня 1955 года.
Самолет серийно производился в 1956-1960 годах, всего была построена 201 машина, большинство из них эксплуатировались "Аэрофлотом". За 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 миллионов пассажиров.
Как сообщает ТАСС, в настоящее время 10 экземпляров Ту-104 разных модификаций установлены в качестве памятников или музейных экспонатов на въезде в московский аэропорт Внуково, в подмосковном Монино, Самаре, Ульяновске и Рыбинске.
Два музейных экземпляра имеются на Украине (Киев, Харьков), еще три - в Чехии (Прага, Зруч, Петровице), семь экземпляров разной степени сохранности находятся в Щелково, Жуковском, Бердске, Омске, Томске, селе Смольки Нижегородской области и Житомире (Украина).
Тащили на санях…
В Томске "прописался" Ту-104А (регистрационный номер СССР-42365). Этот самолет, согласно открытым данным, совершил последний полет из Новосибирска в Томск в 1978 году.
Из томского аэропорта 32-тонную крылатую машину отбуксировали по полям пять бульдозеров на специально изготовленных санях в бывший пионерский лагерь "Юбилейный" в поселке Заварзино. Только по прямой это расстояние составляет почти 11 километров. В его салоне затем был оборудован летний детский кинотеатр.
Самолет Ту-104 в заброшенном пионерском лагере под Томском, 2014 год
Лагеря в том месте нет уже больше десятка лет, территория находится в частной собственности, рассказали РИА Томск сразу несколько источников. В разные годы возникали идеи о переносе экспоната из закрытого лагеря, в частности, в музей томского аэропорта, но самолет оставался на месте.
В этом году, пояснил РИА Томск знакомый с проектом источник, глава "Сибирской аграрной группы" Андрей Тютюшев решил профинансировать работы по перевозке памятника авиационной истории в более доступное для томичей место - в строящийся на левом берегу реки Томь поселок Элеонор (проект реализует компания, одним из учредителей которой и является Тютюшев).
"Было принято решение сохранить как памятник в другом месте - на территории поселка Элеонор. Место согласовано: как съезжаете с нового автомобильного моста, по правую сторону находится поляна вдоль леса, и вдалеке возле леса будет видно большой красивый самолет", - рассказал собеседник агентства.
… а теперь - на тележке
"Когда он прилетел сюда в 1978 году, ему сняли основную часть крыла, прорубили просеку - и тащили по полю до лагеря, после чего прикрутили крылья. Сейчас это сделать сложнее - нам в другую сторону практически через весь город и новый мост", - пояснил собеседник агентства сложность задачи.
По его словам, к решению головоломки привлекли команду новосибирских авиатехников, которые знают конструкцию самолета и как его правильно разобрать таким образом, чтобы собрать обратно.
Разобранный самолет Ту-104 под Томском (май 2015 года)
"Ребята проводили даже консультации с КБ Туполева и нашли тех, кто имел отношение к этим самолетам. Им сказали, что в полевых условиях ничего не сделаешь, его даже не разобрать. Пока это опровергается. Мы даже сумели сложить шасси, причем два сложились самостоятельно, третье пришлось открутить", - отметил он.
Специалисты также "отстегнули" хвост самолета, все части крыльев и кабину. Все это можно без проблем перевезти на новое место, кроме фюзеляжа, который даже без вышеперечисленного представляет собой трубу длиной 24 метра и диаметром в 3,5 метра. Транспортные компании отказались от перевозки такого груза, учитывая его негабаритность и сложные подъезды к Заварзино.
"Маршрут прорабатывается. Вероятно, мы пойдем не через Заварзино, а через Родионово, Корнилово. Было предположение, что мы сможем только зимой сделать, изготовив спецсани. Сейчас есть другой вариант - сделаем тележку на основе мостов "КрАЗа" (тяжелый грузовой вездеход). На днях будет изготавливаться эта тележка", - поделился собеседник агентства.
"Мы точно соберем его на новом месте, главное - перевести фюзеляж", - добавил источник. Работы планируется сделать в течение лета.
И город узнает
"Если у авторов этого сложного переезда все получится и самолет удастся перевезти, и главное, собрать на новом месте, я буду очень рад видеть его", - рассказал РИА Томск авиафотограф и блогер Алексей Литвинов.
Он отметил, что долгие годы такой уникальный памятник авиационной истории страны был спрятан, и наверняка большинство жителей Томска даже не знали о его существовании.
"В современной истории России не так много таких положительных примеров по сохранению авиационных памятников, и мне очень приятно, что в Томске нашлись энтузиасты, осуществляющие такой непростой проект", - резюмировал Литвинов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА Томск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево