О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Руслан" ищет хозяина

Удивительная история происходит с одним из двух десятков построенных на сегодня транспортных самолетов "Руслан" Ан-124-100. "Грузовик"-гигант, способный приносить до $10 млн доходов ежегодно, пятый год простаивает в зарубежных аэропортах. За право эксплуатировать самолет бьются британская фирма Air Foyle, купившая его полтора года назад на аукционе в Голландии, и российская инвесткомпания "Центр-Капитал", которая значится собственником самолета в российском реестре воздушных судов. Спор дошел до лондонского Высокого суда.

Самолеты Ан-124-100 ( "Руслан") грузоподъемностью 120 т, разработанные на украинском АНТК им. Антонова и выпускаемые на ульяновском "Авиастаре", формируют уникальный рынок авиаперевозок крупногабаритных грузов. Объем этого рынка в 2002 г. оценивается в $300 млн. В гражданских перевозках сейчас участвует около 20 "Русланов", девять из которых принадлежит авиакомпании "Волга-Днепр", восемь - "Антоновским авиалиниям" ("дочка" украинского АНТК им. Антонова), два - воронежской авиакомпании "Полет". По данным компании "Волга-Днепр", новый "Руслан" стоит $40 - 45 млн, срок окупаемости одного самолета - около четырех лет.

"Руслан" был арестован в июле 1997 г. в голландском аэропорту Маастрихт из-за долгов его владельца - российской авиакомпании "Аякс" - своим контрагентам. Сорвав сроки перевозки, "Аякс" оказался должен голландской Netherlands Traffic B.V. и английской Aviation Consultants Ltd около $500 000, по искам которых голландские власти арестовали самолет. Примерно в то же время второй принадлежащий "Аяксу" Ан-124 разбился в Италии. У компании возникли серьезные юридические и финансовые проблемы, в результате чего арестованный "Руслан" был фактически брошен в Голландии. К аресту присоединился и "Империал", ранее прокредитовавший "Аякс" на $29 млн под залог этого же самолета.

Летом 2000 г. бездомным "Русланом" заинтересовались сразу две структуры. Российская инвесткомпания "Центр-Капитал" выкупила долги "Аякса" перед "Империалом" и получила право собственности на "Руслан", что было отражено в октябре 2000 г. в российском реестре воздушных судов. Однако в декабре 2000 г. голландские власти провели аукцион по продаже "Руслана", в котором победила английская Air Foyle - агентская компания "Антоновских авиалиний", "дочки" украинского АНТК им. Антонова, разработавшего "Руслан".

"Самолет был брошен "Аяксом" в Маастрихте и спустя три года за накопленные долги и расходы был выставлен на аукцион. Это нормальный процесс для любой страны", - говорит директор Air Foyle Брюс Берд. По словам гендиректора "Центр-Капитала" Романа Пахомова, его компания пыталась запретить продажу с молотка, ссылаясь на то, что военно-транспортный самолет - объект двойного назначения. Когда это не удалось, дружественная "Центр-Капиталу" Центральная сбытовая организация пошла на аукцион, предложив за "Руслан" $15 млн. По словам Пахомова, аукционист снял эту заявку, ссылаясь на то, что она подана на бланке другого юрлица. В итоге самолет достался Air Foyle, предложившей за "грузовик" лишь $6 млн. В "Центр-Капитале" сочли, что аукцион проведен незаконно, и не признали его итогов.

С тех пор "Центр-Капитал" и Air Foyle ведут затяжную судебную войну в судах Маастрихта, Москвы и Киева. Партнер московского офиса юридической компании Baker & McKenzie Владимир Хвалей, представляющей интересы Air Foyle, называет случай беспрецедентным. "Самолет не может зарабатывать деньги, потому что само транспортное средство принадлежит Air Foyle, а документы на него - "Центр-Капиталу". При этом "Центр-Капитал" не смог оспорить законность аукциона в Голландии, а нам пока не удается добиться исключения этого "Руслана" из российского реестра", - говорит юрист.

Адвокат компании "Соколов, Маслов и партнеры" Алексей Курин, представляющий "Центр-Капитал", подчеркивает, что в России Air Foyle уже ничего не сможет оспорить: в минувшую пятницу Высший арбитражный суд России признал собственником злополучного самолета российскую компанию. Однако у Air Foyle есть неоспоримое физическое преимущество в споре: компания успела перегнать "Руслан" сперва в Киев, а потом в британский Менсфилд.

Теперь обе стороны ищут справедливости в Высоком суде Лондона, где 4 ноября будут рассматриваться их встречные иски. Роман Пахомов надеется, что авторитетная инстанция признает незаконность аукциона и закрепит право собственности на "Руслан" за "Центр-Капиталом".

Брюс Берд, в свою очередь, верит, что английские судьи будут объективней российских и его компания добьется права летать на спорном самолете. Впрочем, если британская фемида не поторопится, то спор может разрешиться сам собой: годы простоя под открытым небом могут сломить даже такого богатыря, как "Руслан"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка