Ведомости
22 августа 2002, 09:59
"Руслан" ищет хозяина
Самолеты Ан-124-100 ( "Руслан") грузоподъемностью 120 т, разработанные на украинском АНТК им. Антонова и выпускаемые на ульяновском "Авиастаре", формируют уникальный рынок авиаперевозок крупногабаритных грузов. Объем этого рынка в 2002 г. оценивается в $300 млн. В гражданских перевозках сейчас участвует около 20 "Русланов", девять из которых принадлежит авиакомпании "Волга-Днепр", восемь - "Антоновским авиалиниям" ("дочка" украинского АНТК им. Антонова), два - воронежской авиакомпании "Полет". По данным компании "Волга-Днепр", новый "Руслан" стоит $40 - 45 млн, срок окупаемости одного самолета - около четырех лет.
"Руслан" был арестован в июле 1997 г. в голландском аэропорту Маастрихт из-за долгов его владельца - российской авиакомпании "Аякс" - своим контрагентам. Сорвав сроки перевозки, "Аякс" оказался должен голландской Netherlands Traffic B.V. и английской Aviation Consultants Ltd около $500 000, по искам которых голландские власти арестовали самолет. Примерно в то же время второй принадлежащий "Аяксу" Ан-124 разбился в Италии. У компании возникли серьезные юридические и финансовые проблемы, в результате чего арестованный "Руслан" был фактически брошен в Голландии. К аресту присоединился и "Империал", ранее прокредитовавший "Аякс" на $29 млн под залог этого же самолета.
Летом 2000 г. бездомным "Русланом" заинтересовались сразу две структуры. Российская инвесткомпания "Центр-Капитал" выкупила долги "Аякса" перед "Империалом" и получила право собственности на "Руслан", что было отражено в октябре 2000 г. в российском реестре воздушных судов. Однако в декабре 2000 г. голландские власти провели аукцион по продаже "Руслана", в котором победила английская Air Foyle - агентская компания "Антоновских авиалиний", "дочки" украинского АНТК им. Антонова, разработавшего "Руслан".
"Самолет был брошен "Аяксом" в Маастрихте и спустя три года за накопленные долги и расходы был выставлен на аукцион. Это нормальный процесс для любой страны", - говорит директор Air Foyle Брюс Берд. По словам гендиректора "Центр-Капитала" Романа Пахомова, его компания пыталась запретить продажу с молотка, ссылаясь на то, что военно-транспортный самолет - объект двойного назначения. Когда это не удалось, дружественная "Центр-Капиталу" Центральная сбытовая организация пошла на аукцион, предложив за "Руслан" $15 млн. По словам Пахомова, аукционист снял эту заявку, ссылаясь на то, что она подана на бланке другого юрлица. В итоге самолет достался Air Foyle, предложившей за "грузовик" лишь $6 млн. В "Центр-Капитале" сочли, что аукцион проведен незаконно, и не признали его итогов.
С тех пор "Центр-Капитал" и Air Foyle ведут затяжную судебную войну в судах Маастрихта, Москвы и Киева. Партнер московского офиса юридической компании Baker & McKenzie Владимир Хвалей, представляющей интересы Air Foyle, называет случай беспрецедентным. "Самолет не может зарабатывать деньги, потому что само транспортное средство принадлежит Air Foyle, а документы на него - "Центр-Капиталу". При этом "Центр-Капитал" не смог оспорить законность аукциона в Голландии, а нам пока не удается добиться исключения этого "Руслана" из российского реестра", - говорит юрист.
Адвокат компании "Соколов, Маслов и партнеры" Алексей Курин, представляющий "Центр-Капитал", подчеркивает, что в России Air Foyle уже ничего не сможет оспорить: в минувшую пятницу Высший арбитражный суд России признал собственником злополучного самолета российскую компанию. Однако у Air Foyle есть неоспоримое физическое преимущество в споре: компания успела перегнать "Руслан" сперва в Киев, а потом в британский Менсфилд.
Теперь обе стороны ищут справедливости в Высоком суде Лондона, где 4 ноября будут рассматриваться их встречные иски. Роман Пахомов надеется, что авторитетная инстанция признает незаконность аукциона и закрепит право собственности на "Руслан" за "Центр-Капиталом".
Брюс Берд, в свою очередь, верит, что английские судьи будут объективней российских и его компания добьется права летать на спорном самолете. Впрочем, если британская фемида не поторопится, то спор может разрешиться сам собой: годы простоя под открытым небом могут сломить даже такого богатыря, как "Руслан"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции