Независимое военное обозрение
23 августа 2002, 15:24
Радиоэлектронный комплекс самолета пятого поколения
В этой связи имеет смысл высказать позицию холдинговой компании "Ленинец" по некоторым проблемам создания самолета и прежде всего по его БРЭО - "электронному облику", который должен соответствовать функциональному назначению, жизненному циклу и рыночной доступности самолета. Остановимся на некоторых аспектах этой корреляционной зависимости, которые, по существу, определяют требования к облику БРЭО 5-го поколения.
Перспективный самолет предполагается создавать малозаметным. Но это требование вступает в противоречие с необходимостью применения мощной бортовой РЛС для получения целеуказания высокоточному оружию, работа которой на излучение существенно снизит преимущества малозаметности. Развитие пассивных средств обнаружения (по этому пути пошли западные фирмы) в силу известных технических ограничений не решает проблему, а может на некоторое время только снизить ее остроту. Поэтому для реализации всех преимуществ в малозаметности необходима разработка новых тактических приемов решения боевых задач, суть которых строится на обеспечении возможности большинству самолетов группы (или даже всей группы) выполнять свои функции, не включая РЛС в активный режим, используя все возможности малозаметности. Однако при этом самолет 5-го поколения должен не только получать и использовать информацию от своих информационных каналов, но иметь возможность получать и передавать информацию от других сил и средств практически в реальном масштабе времени.
Иначе говоря, фронтовой (тактический) самолет 5-го поколения должен иметь возможность в качестве исполнительного, активно-информационного и управляющего элемента включаться в единую авиационно-космическую и наземную сеть системы управления, что, в свою очередь, выдвигает совершенно новые по сравнению с предыдущим поколением требования к БРЭО самолета (обеспечение качественно нового уровня оперативности получения информации на любом этапе ведения боевых действий - практически "мгновенная" реакция на изменение внешней обстановки, функционирование в сложной сигнальной и помеховой обстановке с качественно новым уровнем помехоустойчивости, способность эффективно функционировать в ходе групповых действий - обеспечение самолетовождения в любых условиях боевых действий, решение задач коллективной и взаимной обороны, электромагнитная совместимость (ЭМС), целеуказание и целераспределение при применении оружия, высокая скрытность функционирования и минимальное влияние на характеристики заметности самолета, реализация совмещенных режимов работы, совместная обработка информации от различных информационных каналов, интеллектуальная поддержка и автоматизация работы экипажа и т.п.).
Это новая характерная черта функционального назначения ("функционального лица") самолета 5-го поколения. Необходимость обеспечения самолета такими возможностями подтверждается негативным опытом боевого применения нынешнего поколения ударных самолетов в локальных войнах и конфликтах последнего времени (Югославия, Афганистан), когда основные операции осуществлялись на удаленных территориях. Самолеты вынуждены были выполнять радиолокационный и радиотехнический поиск самостоятельно, без предварительного целеуказания и наведения с пунктов управления, что привело, из-за недостаточных возможностей бортовых информационных каналов, к неоправданно большому расходу сил. Использование самолетов ДРЛОУ (дальнего радиолокационного обнаружения и управления) для решения проблемы оказалось весьма дорогостоящим.
Отметим также, что боевой опыт, полученный в ходе конфликтов, свидетельствует о постоянно растущей роли разведывательных и ударных функций авиационных комплексов (АК), способных действовать как по наземным (надводным), так и воздушным целям, о переходе от прямолинейного применения крупных сил и громоздких боевых порядков АК различного назначения к гибкой тактике самостоятельных (одиночных) или малогрупповых действий ударных многоцелевых самолетов.
Таким образом, можно полагать, что "функциональный облик" фронтового самолета 5-го поколения - это ударный многоцелевой самолет-истребитель (УМС), а его БРЭО и вооружение, кроме всепогодного, в любое время суток обнаружения, распознавания, сопровождения и высокоточного поражения наземных (надводных) объектов собственным оружием должны обеспечивать решение задач борьбы с воздушными целями, причем с показателями эффективности, отвечающими требованиям рассматриваемого периода времени, а также осуществлять целеуказание оружию всех видов и родов ВС РФ.
О качественном составе БРЭО
До настоящего времени конструктивно БРЭО как в зарубежном, так и в отечественном исполнении, как правило, создавалась по федеративному принципу построения, что априори ведет к высокой стоимости отдельных систем и элементов БРЭО и постоянному росту их номенклатуры, объема, потребляемой энергии, стоимости эксплуатации, снижению надежности и т.п., причем некоторые требования к БРЭО (надежность, модернизируемость, массогабаритные характеристики и т.д.) трудно достижимы по критерию "эффективность-стоимость". В этих условиях объективно необходима реализация новых системных архитектур, технологий комплексирования БРЭО, автоматизации представления, обработки и контроля информации, выдаваемой экипажу, обеспечения взаимосвязи и интеграции систем, позволяющих реализовать ключевые принципы построения нового поколения БРЭО:
Реализация этих ключевых принципов определяет облик перспективного комплекса бортового оборудования.
С учетом необходимости снижения стоимости разработки и производства аппаратуры комплекса, резкого повышения его боевых возможностей и эффективности, обеспечения высокого эволюционного потенциала (возможности непрерывной и глубокой модернизации), учитывая структуру предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), занимающих лидирующее положение в разработке его систем и элементов, для обеспечения конкурентоспособности самолета 5-го поколения на мировом рынке основными аппаратурно-интегрированными информационными каналами РЭК, по нашему мнению, могут быть:
Будущее - за многофункциональным РЭК
Организациями ОПК при проведении ими ряда НИР и НИЭР были получены необходимые научно-технические и технологические заделы для разработки указанных систем, и они могут быть разработаны и созданы. Однако с учетом всех ограничивающих факторов (объем финансирования, массогабаритные ограничения, срок разработки и т.п.) окончательный облик, характеристики и состав систем БРЭО, а также этапность его создания, могут быть определены только в процессе проектирования.
Изложенный краткий качественный анализ по схеме "тактическая задача-эффективность-задачи БРЭО и его состав" показывает, что ударный многоцелевой самолет следующего поколения, который будет создаваться в новых военно-политических и экономических условиях, должен быть оснащен не БРЭО на основе набора федеративно законченных систем, а унифицированным многофункциональным эффективным РЭК с гибкой архитектурой, который должен обеспечивать:
Создание первого отечественного РЭК такого масштаба для тактической авиации из-за интеллектуальной и аппаратурной сложности, роста функциональных возможностей, жесткой необходимости решения проблем унификации элементной базы, вычислительной среды, программного обеспечения, повышения отказоустойчивости и функциональной надежности и т.п. является труднейшей научно-технической и технологической задачей. Эта задача помимо чисто технических проблем требует решения ряда организационных взаимосвязанных вопросов, главными из которых являются:
Пока эти вопросы не будут решены, ожидать успеха в реализации проекта невозможно.
К участию в конкурсе готовы
Определение головного разработчика РЭК - это прерогатива головного заказчика. В соответствии с существующими правилами - через проведение конкурса. Холдинговая компания "Ленинец" будет участвовать в проведении конкурса на основании того, что:
В целом холдинговая компания "Ленинец" более 50 лет является одним из признанных лидеров в разработке радиоэлектронного оборудования для всепогодной авиации, радиолокационных и вычислительных систем, а также систем наведения высокоточного оружия и в области гиперзвуковых технологий.
Главным вопросом, который в наибольшей степени будет влиять на облик РЭК самолета 5-го поколения, является его "доступность". Это утверждение имеет следующее основание. Первый в мире самолет 5-го поколения F-22 "Раптор" оказался недоступен покупателям мирового рынка вооружений. Учитывая этот негативный опыт, разработчики самолета JSF (Joint Strike Fighter - унифицированный ударный истребитель) применили совершенно новую идеологию его разработки, а именно: определена исходная жесткая фиксированная цена самолета на рынке - 40 млн. долл. Это требование даже более жесткое, чем требование к основным летно-техническим характеристикам. На основании этой фиксированной цены самолета определены стоимостные лимиты разработки систем и агрегатов всего самолета и субподрядчики.
Таким образом, самолет JSF создается для победы на рынке, а не в воздухе, как F-22. Нам нет необходимости копировать разработку JSF, но использовать некоторые "методологические" идеи допустимо. Например, следует полагать, что какими бы хорошими не были наши самолеты 4-го и 4+ поколений, объем их продаж на рынке, в силу объективных причин, будет постепенно снижаться, а потому необходимо, чтобы на их замену пришел самолет, конкурентоспособный на рынке (т.е. конкурентоспособный самолету JSF). Если задача стоит таким образом, а иначе она не может быть поставлена, потому что: а) в нынешних экономических условиях у нас нет возможности решать задачу любой ценой; б) в ближайшей перспективе "проект самолета 5-го поколения" это, по существу, единственная возможность поддержать авиационную и радиоэлектронную промышленность страны с целью отработки современных технологий проектирования и производства боевых самолетов, то для ее решения необходимо, чтобы отечественный фронтовой самолет 5-го поколения имел приемлемую рыночную цену, менее чем у самолета JSF, и не уступал ему по своим боевым характеристикам. Главный заказчик самолета, имея рыночную цену самолета, должен определить лимиты для разработки всего РЭК и отдельных его систем, а затем определить (на конкурсной основе) головного разработчика РЭК и разработчиков (совместно с головным разработчиком РЭК) его систем.
Для разработчиков РЭК и его систем это означает, что им необходимо разработать и за фиксированную цену производить РЭК, обликовые характеристики которого должны соответствовать поставленной задаче (представляется, что при такой постановке вопросов финансирования сами собой прекратятся разговоры, на каком типе антенны будет построена РЛС самолета 5-го поколения, так как жесткие финансовые ограничения, необходимость обеспечения кругового обзора наземной, надводной и воздушной обстановки, координированного управления зоной обзора взаимодействующей группы АК, передачи и приема информации целеуказания и целераспределения все расставят по своим местам). Чтобы выполнить эти требования, необходимо, как уже указывалось, решить ряд сложных организационных, технических и технологических задач. Есть основания надеяться, что они могут быть решены.
Выводы
На основании изложенного можно сформулировать следующие основные выводы:
РЭК фронтового самолета 5-го поколения по своему составу, характеристикам, сложности решения проблемных вопросов разработки, степени влияния на боевые возможности авиационного комплекса, стоимости разработки и производства является главной составляющей общей технической концепции создания боевого самолета, существенно более важной, чем его летно-технический облик.
Создание и производство РЭК фронтового самолета 5-го поколения с требуемыми тактико-техническими характеристиками, обеспечивающими его конкурентоспособность на рынке вооружений, возможно только при условии его заказа головному разработчику с обеспечением прямого финансирования, ибо только в этом случае можно решить ключевые проблемы создания РЭК и в конечном счете добиться основных целей разработки (конкурентоспособность, эффективность не хуже, чем у аналога JSF), а именно:
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 7, 2024
Аэрофлот в летнем сезоне будет выполнять рекордное количество рейсов из Москвы в Сочи
Май 6, 2024
Аэрофлот выполнит благотворительный рейс из Москвы в Сочи
Май 7, 2024
Выпускник МАИ Алексей Матвеев назначен директором ОКБ Микояна
Май 7, 2024
Nordwind Airlines увеличивает частоту полетов из Казани