О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС смотрит в будущее

27 сентября 1991 года расширенная коллегия Министерства авиационной промышленности с участием руководителей ВВС, Министерства гражданской авиации и других ведомств приняла решение о проведении в 1992 году авиационно-космической выставки "Мосаэрошоу".

11-16 августа 1992 года состоялась первая в России Международная авиационно-космическая выставка "Мосаэрошоу-92". Тогда на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. Громова 203 российских и зарубежных предприятия представили 114 летательных аппаратов. Выставку посетили около 300 тыс. человек.

31 августа - 5 сентября 1993 года - международный авиационно-космический салон МАКС-1993 явился логическим продолжением "Мосаэрошоу-92". Тогда стало окончательно ясно, что подмосковный город Жуковский является наиболее подходящим местом для проведения российского авиасалона мирового уровня. На его территории расположены многие научно-исследовательские центры, опытно-констукторские бюро и предприятия, среди которых: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Жуковского (ЦАГИ), знаменитый своими научными разработками; Летно-исследовательский институт имени Громова (ЛИИ), где проводятся испытания новейшей авиатехники; Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева (ЭМЗ), в цехах которого создаются образцы летательных аппаратов; Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) и Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО), проектирующие авиационное электронное оборудование. В дни работы салона на базе городских научных организаций были проведены международные симпозиумы по актуальным проблемам развития авиации и космонавтики.

22-27 августа 1995 года - МАКС-95 подтвердил правильность выбранной стратегии развития. Ведь именно в Жуковском (в ЛИИ) расположена самая большая в Европе взлетно-посадочная полоса. В соответствии с указанием Президента России аэродром Летно-исследовательского института имени М. Громова стал постоянным местом регулярного проведения МАКС. Объединение всех экспозиций на одной территории позволило существенно улучшить обслуживание участников. Организационный комитет и дирекция МАКС-95 провели широкомасштабные работы по развитию инфраструктуры выставки. Были построены 12 новых стационарных шале. Их площадь составила 2.400 кв. м. К началу выставки были введены в строй 2 современных центральных павильона площадью 3.600 кв. м, и общая выставочная площадь в павильонах достигла 22.000 кв. м.

19-24 августа 1997 года - состоялся МАКС-97, получивший от Президента России статус национальной программы. В ходе его подготовки были проведены широкомасштабные работы по расширению и совершенствованию инфраструктуры выставочной и демонстрационной зон. Международный авиационно-космический салон представил в распоряжение участников 25.000 кв. м выставочных площадей в павильонах, 160.000 кв. м открытых выставочных площадей и стоянку для статического показа более 200 летательных аппаратов. В МАКС-97 приняло участие около 400 аэрокосмических фирм и организаций из 24 стран мира. В ходе выставки было продемонстрировано более 150 летательных аппаратов и выполнено 382 показательных полета. В 1997 году выставку посетили 500 тысяч человек.

17-22 августа 1999 года - МАКС-99 открыл участникам и гостям новые перспективы. Общая площадь оборудованного выставочного пространства увеличилась до 30.000 кв. м. Расширились возможности пресс-центра. Появились новые площади для презентаций и делового общения. Усилия организаторов и устроителей салона были вознаграждены: МАКС-99 побил рекорды предшественников по числу участников и посетителей.

14.-19 августа 2001 - первый салон нового тысячелетия, МАКС-2001, по количеству участников превзошел все предыдущие выставки. Дирекции салона удалось значительно увеличить площади выставочного комплекса. В 35 павильонах и 52 шале разместились экспозиции и представительства 537 участников, в том числе 115 иностранных компаний из 34 стран мира. На салоне было показано более 160 летательных аппаратов и выполнено более 300 демонстрационных полетов. Мероприятия салона, который открыл Президент России В. Путин, освещали более 1.200 журналистов. Широкому обмену научной и технической информацией способствовали симпозиумы и конференции, в которых приняли участие ученые из 16 стран. В общей сложности авиасалон Макс-2001 посетили более 660.000 человек.

В августе 2002 года Международному авиационно-космическому салону - МАКС - исполнилось 10 лет. Летом 1992 года на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. Громова впервые состоялась Международная специализированная авиационно-космическая выставка, которая стала в один ряд с такими ведущими международными авиационно-космическими салонами, как Фарнборо (Великобритания) и Ле Бурже (Франция).

Организатором авиасалона в Жуковском выступает Правительство Российской Федерации. В его оргкомитет входят руководители министерств и ведомств, крупнейших научно-производственных центров авиационно-космической отрасли. Подготовку и проведение салона осуществляют Российское авиационно-космическое агентство, Летно-исследовательский институт имени М. Громова и ОАО "Авиасалон". Каждые два года ведущие российские и зарубежные аэрокосмические и оборонные компании в Жуковском представляют свои новейшие разработки. В рамках выставки проводятся научно-технические симпозиумы, конференции и семинары по разработке, эксплуатации и обслуживанию авиационно-космической техники. Авиасалон призван не только демонстрировать достижения отечественной аэрокосмической отрасли, но и способствовать дальнейшему активному развитию промышленной кооперации между российскими и зарубежными разработчиками и производителями аэрокосмической техники.

Сегодня начался новый цикл работ по подготовке очередного авиасалона МАКС-2003, который по поручению Правительства РФ Российское авиационно-космическое агентство проведет с 19 по 24 августа 2003 года. Об этом руководство Росавиакосмоса рассказало на специальной пресс-конференции. Предоставляем слово ее участникам.

Валерий Воскобойников, первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса, председатель оргкомитета МАКС-2003:

- По предварительным прогнозам, в работе авиакосмического салона МАКС-2003, к которому мы начали активную подготовку, примет участие не менее 500 компаний из более чем 30 стран мира. Сразу же после окончания салона в прошлом году многие из них стали подавать заявки, чтобы зарезервировать себе место на будущей выставке. Эти заявки продолжают поступать и сейчас.

Сегодня мы отмечаем 10-летие возрождения авиационных салонов в России. Международный авиационно-космический салон официально ведет свою историю с 1992 года, однако его смело можно назвать правопреемником первой в нашей стране международной выставки, проведенной в 1911 году в Михайловском манеже Санкт-Петербурга, а также авиационных парадов над Красной площадью и в Тушино.

На МАКС-2003 отечественные и зарубежные фирмы представят летательные аппараты всех типов и назначений, ракетные системы, космические аппараты, авиационные и ракетные двигатели, бортовое и наземное оборудование для самолетов и вертолетов, системы навигации и управления полетом. На выставке расширятся экспозиции авиационного и ракетного вооружения, комплексов ПВО, будут представлены системы связи, вооружение и военная техника сухопутных войск и ВМФ.

Сегодня авиасалон в Жуковском вступил уже в ту фазу, когда он активно работает на престиж страны. МАКС занял достойное место среди ведущих авиасалонов мира в жесткой конкурентной борьбе. При выборе времени года, периодичности проведения авиасалона нам пришлось перебрать множество вариантов. Как вы видите, мы выступаем в один год с Ле Бурже - общепринятым мировым законодателем авиационной моды и не боимся этого. Международное представительство на МАКС из года в год растет.

Все достижения, которые демонстрируются на нашем авиасалоне, отражают тот потенциал, который имеет авиационно-космическая промышленность страны. При этом хотел бы отметить, что, если на первых авиасалонах демонстрировались разработки, которые базировались на заделах, созданных во времена Советского Союза, то на последних двух выставках появились системы и авиакомплексы, созданные чисто российской промышленностью.

Это не говорит о том, что в отрасли все благополучно. Да, у нас есть проблемы финансового характера, значительно сократилась государственная поддержка авиационной промышленности. Но должен сказать, что за последние три года наблюдается тенденция к росту всех экономических и производственных показателей. Например, в первом полугодии 2002 года рост производства в авиапромышленности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил около 40 процентов.

Но на сегодняшний день нам предстоит решить ряд принципиальных задач, связанных с формированием внутреннего рынка гражданской авиационной техники, который оказался разрушенным за последние годы. На сегодня разработан механизм восстановления этого рынка. Правительство РФ предпринимает все меры для того, чтобы организовать поставку гражданских воздушных судов в авиакомпании, в том числе и путем реализации лизинговых схем.

Что касается военного сектора авиапромышленности, ни для кого не секрет, что есть достаточно устойчивая тенденция к росту экспортных поставок авиационной техники и эта тенденция сохраняется. Словом, несмотря ни на какие трудности, российская авиационно-космическая отрасль жива и будет жить.

Юрий Нагаев, директор ОАО "Авиасалон":

- В 1992 было образовано товарищество с ограниченной ответственностью, а затем акционерное общество "Авиасалон", которое все эти 10 лет выполняло функции дирекции международных авиасалонов в России. Во все времена популярность авиации в нашей стране была огромной и подобные мероприятия собирали сотни тысяч специалистов и обычных зрителей. Главное преимущество авиационных выставок в Жуковском - возможность показа летательных аппаратов и перспективных разработок на статических стоянках и в воздухе.

За прошедшее 10-летие МАКС вырос и окреп. За эти годы число экспонатов выросло в 2,5 раза, количество стран-участников - в 3 раза, число летательных аппаратов, представленных на выставке, - в 1,5 раза. По количеству посетителей МАКС-2001 превзошел все авиасалоны мира, в том числе и китайский.

Все эти годы росла и развивалась стендово-выставочная база. На аэродроме построено

35 павильонов площадью 25 тысяч квадратных метров и 52 шале. Улучшились условия и для работы таможенной, пограничной служб. За 10 лет мы во главе с Росавиакосмосом, руководством ЛИИ, администрацией города на деле доказали, что в России есть структуры, способные проводить авиасалоны самого высокого ранга.

Но сегодня мы говорим не только и не столько о 10-летнем юбилее МАКС. Важно отметить его тенденции и перспективы. А они состоят вот в чем. Многие отечественные авиационные предприятия осознали, что в ближайшей перспективе средств из федерального бюджета ожидать проблематично. Поэтому они видят перспективу своего существования в развитии внешнеэкономических связей. А для этого необходимо участвовать в международных выставках, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей и партнеров. Поэтому мы стремимся размещать их экспозиции только в современных, просторных, комфортабельных павильонах и шале. Сейчас вдобавок к уже имеющимся строится два павильона.

Еще одна тенденция - расширение практики оформления объединенных комплексных экспозиций, когда предприятия либо кооперируются вокруг главного разработчика техники, либо "привязываются" к какому-либо промышленному региону. В прошлом году АВПК "Сухой" совместно со своими соразработчиками полностью абонировал павильон "Д", в следующем году мы ожидаем, что к этой практике присоединится и корпорация "Аэрокосмическое оборудование", которая уже заказала и зарезервировала за собой павильон "Е". Подобные заявки подаются от Российского агентства по системам управления, от АО "Технокомплекс", от Пермского и Самарского регионов, ВВС и других. На сегодня можем смело прогнозировать увеличение на 20 - 25 процентов заявочных площадей и с учетом этого строим свою работу.

Мы ведем интенсивные переговоры и с будущими зарубежными участниками МАКС-2003. В частности, ожидается, что впервые в показательных выступлениях примут участие пилотажные группы ВВС США и Италии. Занимаемся рассылкой документов, осуществляем непосредственные контакты с инофирмами. Словом, идет большая работа, которая, думаю, поможет нам сделать МАКС-2003 заметным событием в авиационно-космической деятельности и общественной жизни России.

Вячеслав Бакаев, директор ЛИИ имени М. Громова:

- Летно-исследовательский институт на МАКС осуществляет аэродромно-техническое обеспечение авиасалона, управляет и руководит полетами, участвует в демонстрационных и показательных полетах и совместно с ФСБ и МВД обеспечивает безопасность всего форума.

Говоря о задачах будущего авиакосмического авиасалона МАКС-2003, хотел бы сказать, что наряду со стремлением расширить экспозицию, в том числе и за счет зарубежных представителей, нами предпринимаются шаги, чтобы еще более эффективно организовать систему безопасности на аэродроме во время показа техники. Речь идет как о безопасности полетов, что очень важно, как мы знаем по трагедии во Львове, так и об антитеррористических мероприятиях с учетом событий 11 сентября в США.

Если говорить о безопасности самих полетов, то летчики, руководители полетами, диспетчерская служба наделены соответствующими руководящими документами, неукоснительное выполнение которых позволяет четко, без сбоев, без предпосылок к летным происшествиям выполнять сложнейшие показательные выступления в воздухе. У нас есть система объективного контроля, которая в реальном масштабе времени контролирует координаты воздушного судна, его скоростные, высотные характеристики и другие параметры для того, чтобы можно было своевременно выявить неблагоприятные тенденции движения воздушного судна и вовремя принять соответствующие меры.

Наряду с этим мы занимаемся и вопросами безопасности проведения всего воздушного праздника. Нами намечен ряд мер, которые заключаются в прогнозировании и в проигрывании возможных нештатных ситуаций с целью их предотвращения.

Александр Бобовников, глава города Жуковский:

- Популярность авиасалона в Жуковском такова, что, прямо скажу, мы не ожидали такого наплыва зрителей в прошлом году. Поэтому и были проблемы автомобильного и железнодорожного транспортного сообщения с Москвой. Учитывая недостаточную инфраструктуру дорог, которые на сегодняшний день есть, мы решаем проблему их расширения. На сей счет есть поручения Президента РФ федеральным структурам по развитию дорог в районе авиасалона. Недавно губернатор Московской области Борис Громов вышел на Министерство строительства РФ и получил подтверждение о том, что будут предприняты все меры для того, чтобы в 2003 году была открыта отдельная строка в бюджете России на строительство подъездной дороги к месту проведения МАКС. Предпроектные работы уже выполнены, дорога пройдет предположительно от населенного пункта Михайловская Слобода от Рязанского проспекта через пойму Москвы-реки со строительством моста и выйдет к проходным Летно-исследовательского института. В общем, ждем вас в Жуковском....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка