О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС остается вне конкуренции

В канун открытия домодедовской выставки "Гражданская авиация-2002" журналистов пригласили на пресс-конференцию в... подмосковный город Жуковский, прежде основательно засекреченный, а сегодня известный всему авиационному миру благодаря своим авиакосмическим салонам, или проще - МАКСам. А повод для столь массового выезда в столицу авиационной России был самый что ни на есть убедительный - 10 лет назад по решению правительства Российской Федерации здесь, на аэродроме Летно-исследовательского института им. М. М. Громова, была впервые проведена международная специализированная авиационно-космическая выставка, послужившая прообразом тех самых знаменитых МАКСОВ, очередной из которых пройдет, как всегда в Жуковском, с 19 по 24 августа 2003 года.

Пресс-конференция, проходившая в президентском шале, началась с показа фильма "Золотой МАКС", снятого специально к юбилейной дате. Несмотря на то, что авиасалон в Жуковском ведет свою историю с 1992 года, его можно смело назвать правопреемником как первой в России международной авиационной выставки, проведенной в Михайловском манеже Санкт-Петербурга в 1911 году, так и воздушных парадов на Красной площади, в Тушино и Домодедово, а также авиационных праздников в честь Воздушного флота СССР в Жуковском.

Первый заместитель гендиректора Росавиакосмоса Валерий Воскобойников с удовлетворением отметил, что за 10 лет МАКС смог вписаться в программу крупнейших международных выставок авиационной и космической техники и вошел в обойму престижнейших салонов, таких, как Бурже и Фарнборо.

Мэр г. Жуковского Александр Бобовников рассказал о том, какое значение для города имеют регулярно проводящиеся салоны и какие меры предпринимают власти для того, чтобы показать участникам и гостям прежде закрытый город с самой лучшей стороны.

...Что и говорить - конечно, это был нонсенс, что до начала 90-х в России не проводились авиасмотры. И представить-то трудно нынче, когда мода на всевозможные авиашоу, да еще непременно международного ранга, захлестнула все Отечество и ажиотаж вокруг них не затихает. Но так или иначе, а Россия одной из последних вошла в элитный клуб организаторов крупнейших в мире авиакосмических салонов. Этому без преувеличения эпохальному событию предшествовали долгие утомительные дебаты на всех уровнях власти относительно целесообразности подобных мероприятий и особенно проведения их в нашей стране, располагающей, кстати сказать, до сих пор уникальным научно-техническим потенциалом. Дорогостоящее шоу, дескать, и только. Да и правду сказать, особой мотивировки в проведении таких глобальных авиакосмических смотров у нас тогда не было - проблемы конкуренции на внешнем рынке (что уж тут говорить о внутреннем, которого попросту не существовало) нас не тревожили, а целесообразность торговли весьма специфическими изделиями отечественного авиапрома определялась не рыночной конъюнктурой и мировым спросом, а идеологическими измышлениями Кремля. Впрочем, участвовать в престижных мировых аэрокосмических форумах СССР не отказывался, но предпочитал это делать не у себя дома, а на других широтах.

Короче говоря, так бы и осталась Россия где-то на обочине, если бы группа энтузиастов в 1991 году не обратилась в правительство с предложением провести на следующий год авиационное шоу в России. Для начала. И попытка удалась. Для реализации этой идеи тогдашний министр авиационной промышленности А. Сысцов назначил комиссию из представителей ведущих НИИ отрасли и было принято историческое решение: в России авиасалонам быть, проводить их регулярно по нечетным годам, а местом проведения был обозначен аэродром ЛИИ им. Громова в Жуковском.

- И это совсем не случайно, - считает генеральный директор ОАО "Авиасалон" Юрий Нагаев. - Это регион с такой высокой концентрацией авиационно-космической науки и производства, с которым конкурировать в мире может разве что Калифорния. Где еще, скажите, можно найти такое место, где сосредоточено столько научных центров, промышленных предприятий, экспериментальных и испытательных комплексов аэрокосмической отрасли?

Ну, а в пользу аэродрома ЛИИ говорят две ВПП большой протяженности, просторная пилотажная зона, позволяющая с высокой степенью безопасности выполнять демонстрационные полеты любой сложности, что к сегодняшнему дню приобрело необычайно актуальное значение, квалифицированный диспетчерский и летно-технический персонал, умеющий работать в экстремальных условиях, не говоря уже об опытнейших летчиках-испытателях ЛИИ, практически неограниченная возможность для статического и летного показа авиационной техники.

"Мосаэрошоу-92" стало генеральной репетицией будущего международного салона. Это было яркое событие для отечественной промышленности, для укрепления национального авторитета России на мировом рынке высоких технологий. Попав таким образом в расписание международных авиакосмических смотров, Россия уже в следующем, 1993-м году, провела первый МАКС в Жуковском. В прошлом году провели пятый по счету, а в 2003-м МАКС вступит в новое десятилетие.

Если в 1992 году на выставке в Жуковском приняли участие 203 российских и зарубежных предприятия, представившие 114 летательных аппаратов, то в 2001 году уже 537 фирм и организаций, в том числе 115 инофирм из 34 стран мира, продемонстрировали 166 летательных аппаратов, было выполнено более 300 демонстрационных показательных полетов. Что же касается посетителей, то за прошедшее десятилетие их число увеличилось в 2,5 раза, и по этому показателю МАКС-2001, на котором побывало свыше 600 тыс. человек, превзошел и Бурже, и Фарнборо.

Очередной шестой по счету, МАКС состоится через год, но уже начался новый цикл работ по его подготовке. Юрий Нагаев остановился на тех основных тенденциях, которые проявились уже на МАКС-2001 и, судя по всему, найдут позитивное продолжение на будущем салоне.

Многие отечественные предприятия, прекрасно осознав, что достаточных средств из федерального бюджета ожидать трудно, видят перспективу в развитии внешнеэкономических связей, а для этого необходимо участвовать в международных форумах да еще на современном уровне, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей и партнеров. Для этого экспозиция должна быть размещена в комфортабельных просторных павильонах, на современных стендах, надо выпускать полиграфическую продукцию на высокопрофессиональном уровне и, разумеется, престижнее всего обзавестись собственным шале.

Все это накладывает на организаторов выставки определенные проблемы, которые тем не менее они стараются решить наилучшим образом. В частности, сейчас строятся два новых павильона - один площадью 3000 кв. м, а поскольку его, видимо, не хватит, то сооружается и второй. Две трети экспонентов разместятся в новых современных павильонах, и менее одной трети - в старых.

Вторая тенденция - расширение практики оформления объединенных комплексных экспозиций, подчас в масштабе целого промышленного региона. Ожидается, что наряду с АВПК "Сухой", который на прошлом салоне полностью абонировал павильон D для демонстрации своей кооперации с различными предприятиями, и другие фирмы будут резервировать целые павильоны Подобные заявки уже вовсю поступают от различных предприятий и организаций.

Показательно, что сразу же после завершения МАКС-2001 дирекция получила более полусотни писем, в которых содержались фактические заявки на участие в следующем салоне и просьба зарезервировать площади для их экспозиций. Таких заявок было примерно 70%, по сравнению с прошлым салоном, и сегодня можно констатировать увеличение заявочных площадей на 20-25% - не менее 13 000 кв. м чистой площади заняты под экспозиции. Организаторы получили предложения прислать на МАКС-2003 пилотажные группы ВВС США и ВВС Италии, причем в переговорах подчеркивается, что это участие будет практически безвозмездным. Все это безусловно свидетельствует о признании и постоянно растущей популярности нашего авиасалона.

По предварительным прогнозам, в работе шестого МАКСа примут участие свыше 500 компаний различного профиля из более чем 30 стран мира, которые представят свои новейшие достижения в следующих областях: летательные аппараты всех типов и назначений; ракетные системы; космические аппараты и космические технологии: авиационные и космические двигатели; бортовое и наземное оборудование; системы навигации и управления полетами; системы спасения и жизнеобеспечения; техника аэропорта; вооружение и военная техника сухопутных войск и ВМФ; конверсионные высокие технологии и др.

В рамках авиасалона непременно состоятся демонстрационные полеты гражданской и военной авиационной техники. В аэрошоу примут участие пилотажные группы ВВС "Русские витязи", "Стрижи", "Русь", "Небесные рыцари" и "Летчики-испытатели ЛИИ".

После львовской трагедии отношение к подобного рода авиашоу у публики весьма настороженное, и даже, как стало известно буквально накануне открытия авиавыставки в Домодедово, организаторы отменили широко разрекламированные выступления российских и итальянских асов на военных самолетах. Не случится ли подобное и на будущем МАКСе?

- Речи о запрещении демонстрационных полетов быть не может, - убежден директор ЛИИ Вячеслав Бакаев. - Другое дело, что должно быть обеспечены все необходимые условия безопасности. Мы это в состоянии сделать. Безопасность полетов поддерживают диспетчерская служба, руководитель полетов и. что очень важно, система средств объективного контроля. Она позволяет контролировать в реальном масштабе времени координаты воздушного судна, его скоростные и высотные характеристики, углы пространственного положения самолета и все другие необходимые параметры, чтобы вовремя выявить неблагоприятное движение ВС и вовремя его предотвратить.

За время проведения всех предыдущих МАКСОВ отработана стройная комплексная система обеспечения безопасности при демонстрационных полетах, есть жесткая инструкция для летного экипажа, наконец, существует четкая, проверенная система проведения авиасалона.

... То, что МАКС не затеряется среди немеренно расплодившихся в России авиационных форумов всех мастей, совершенно очевидно. Валерий Воскобойников пояснил, что в настоящее время рассматривается вопрос о проведении в стране на общефедеральном уровне трех крупных выставок, которые будут пользоваться поддержкой правительства. Помимо МАКСа, это морской салон в Санкт-Петербурге, который намечается проводить по нечетным годам, он впервые пройдет в будущем году и будет приурочен к 300-летию города, а также салон обычного вооружения и военной техники - место его проведения либо Красноармейск Московской обл., либо Жуковский - в те годы, когда там не проводится МАКС. Все же остальные выставки, в том числе и авиационные, носят чисто коммерческий характер и проводятся по инициативе спонсоров.

Ну, а МАКС, вступая во второе десятилетие своей истории, все свои приоритеты, уж конечно, никому не уступит....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка