О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Убыточный бизнес

Со дня сентябрьской трагедии в США прошло чуть более 11 месяцев, однако этого времени оказалось явно недостаточно, чтобы стабилизировать ситуацию в сфере пассажирских авиаперевозок - одной из наиболее пострадавших от последствий терактов. На август текущего года пришелся очередной виток кризиса мировой авиатранспортной индустрии, когда одна за одной три американские ведущие авиакомпании объявили о серьезных финансовых трудностях, грозящих им скорым банкротством

Первой из американских авиакомпаний, которые не выдержали спада на рынке, стала US Airways - 14-я по величине в мире. После отчаянных попыток решить проблему с увеличением объема долгов, которые к августу достигли $8 млрд., руководству компании пришлось объявить себя банкротом. Чистые убытки компании за последний финансовый год, по опубликованным сведениям самой US Airways, составили около $2,1 млрд. Столь неудачная деятельность компании связана, в первую очередь, с тем, что в первые три недели после террористической атаки на США был закрыт аэропорт в Вашингтоне, являющийся одним из основных перевалочных центров для авиарейсов компании. Отсюда и берет начало процесс накопления долгов, который достигнет своего логического конца 26 сентября, когда окончательно будет рассматриваться вопрос о банкротстве компании судом Вирджинии. За это время US Airways, по заявлению ее руководителей, попытается реструктуризировать компанию и привлечь дополнительные финансовые средства для удовлетворения претензий кредиторов. Группа инвесторов во главе с Credit Suisse First Boston и Bank of America обещала предоставить компании около $0,5 млрд., однако этой суммы явно недостаточно для того, чтобы сохранить US Airways на плаву.

На фоне серии банкротств, которые в последнее время захлестнули корпоративную Америку, распад еще одной компании мог бы восприниматься вполне спокойно, если бы проблемы US Airways были бы исключительно ее внутренними. О том, что это не так, на прошлой неделе дали понять еще две американские компании, которые играют куда более важную роль в отрасли пассажирских авиаперевозок в США. Сначала American Airlines, крупнейшая авиакомпания мира, объявила, что намерена сократить к марту 2003 г. 7 тыс. рабочих мест и к этому времени на 9% уменьшит объем авиаперевозок. Также компания официально отказалась от обновления своего парка самолетов, намеченного на текущий год. Подобные меры, считает руководство American Airlines, позволят сэкономить около $2 млрд. и сохранить конкурентоспособность компании на глобальном рынке. Что касается внутреннего рынка, то American Airlines может сегодня перевести дух, так как ее основной конкурент United Airlines неделю назад объявил о возможности скорого банкротства, если не удастся в короткое время утвердить план частичной реструктуризации компании.

Руководство United Airlines установило 30-дневный срок на проведение переговоров с сотрудниками компании по вопросам ее перестройки в соответствии с новым бизнес-планом. В случае провала переговоров United Airlines, которой в ближайшее время необходимо выплатить своим кредиторам $875 млн., готовится объявить о своем банкротстве. "Если нам не удастся резко сократить свои расходы, защита в соответствии с законом о банкротстве может быть единственным способом спасти компанию и обеспечить сохранение ее работоспособности", - заявил генеральный директор и председатель правления компании Джек Крейгтон. United Airlines наиболее сильно пострадала от последствий терактов, и именно этой компании до недавнего времени принадлежал печальный рекорд по уровню убытков среди авиакомпаний за один год - $2,1 млрд. по результатам 2001 г.

Причины кризиса

Нынешнее критически обострившееся состояние отрасли аналитики продолжают связывать с последствиями терактов 11 сентября. Резкое падение спроса на авиауслуги в США привело к тому, что восемь американских крупнейших авиакомпаний закончили 2001 г. с убытками, потеряв только в четвертом квартале в общей сложности $3,2 млрд. Впрочем, по результатам прошлого года фактически все ведущие авиакомпании мира, в особенности европейское, понесли значительные потери, однако в Европе сегодня, в отличие от США, наблюдается относительная стабилизация в авиационной отрасли.

Если начавшийся год назад кризис в сфере авиаперевозок был вызван единой причиной как в США, так и в Европе, то пути ликвидации его последствий оказались разными, и нынешние проблемы крупнейших авиаикомпаний Америки могут быть следствием ошибочной стратегии американских властей и американских компаний по восстановлению отрасли. Власти США после сентябрьской трагедии объявили о том, что они готовы выделить около $15 млрд. для спасения национальных авиаперевозчиков. Одной из первых американских компаний, кому помогло государство, была America West. Ей было предоставлено $400 млн., что уберегло компанию от банкротства.

Европейский Союз, напротив, отказался от выделения огромных средств для поддержки отрасли, разрешив только небольшие государственные субсидии наиболее пострадавшим авиакомпаниям. Так, немецкое правительство выделило всего чуть более 70 млн. евро, причем большая часть этих денег досталась Lufthansa. Отказ Евросоюза от комплексной помощи авиакомпаниям привел к определенной консолидации в отрасли, когда в конце прошлого и в начале текущего года ряд крупных компаний обанкротились (Swissair, Sabena), а несколько мелких, наоборот, объявили о слияниях (Go была куплена компанией EasyJet). Оставленным один на один со своими проблемами, европейским компаниям пришлось в короткое время искать пути стабилизации своего финансового положения, и некоторые авиаперевозчики приняли ряд успешных решений. К примеру, британская British Airways решила сместить акценты своей деятельности и оставить массовый рынок, сосредоточившись на состоятельных и корпоративных клиентах, реакция которых на события 11 сентября была существенно менее резкой, чем среднего пассажира. Кроме того, авиакомпания объявила о жесткой программе сокращения себестоимости услуг, в том числе о сокращении около 13 тыс. рабочих мест.

В Соединенных Штатах авиакомпании не столь активно реагировали на изменения на рынке авиаперевозок. Имея за спиной гарантию государства о выделении в случае необходимости финансовых средств, они в основном занялись программами сокращения издержек и разработкой планов по слияниям. К примеру, за последний год American Airlines и United Airlines сократили около 40 тыс. рабочих мест. В то же время было объявлено о намерении объединиться US Airways и United Airlines, а также American Airlines и British Airways. Однако слияния, в которых должны были участвовать вышеупомянутые три компании, переживающие сегодня кризис, не состоялись из-за запрета антимонопольных властей США и ЕС.

Не исключено, что слияния помогли бы крупнейшим американским компаниям избежать нынешних финансовых затруднений, однако им придется искать другие пути выхода из кризиса. Возможные банкротства US Airways и United Airlines могут стать благом для всей отрасли пассажирских авиаперевозок США, перегруженной производственными мощностями в результате отчаянной борьбы за потребителя в середине 90-х.

Убытки крупнейших авиакомпаний мира

Компания Убытки ($ млрд.) Период
British Airways 0,2 I кв. 2002 г.
United Airlines 2,1 2001 г.
American Airlines 1,7 IV кв. 2001 г. - II кв. 2002 г.
Delta Air Lines 1,2 2001 г.
Lufthansa 0,6 2001 г .
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Инвестгазета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка