О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прототипы динозавров

Трудно сказать, с каким из описанных выше побудительных мотивов связано посещение президентом В.В. Путиным авиастроительной фирмы "Сухой", может, и со всеми разом. Но итогом стало подтверждение принятого ранее решения о производстве будущего российского истребителя пятого поколения именно с маркой "Су".

Что ж, отраслевые лоббисты не в первый раз используют президента для проталкивания своих интересов, нередко весьма далеких от интересов страны. В памяти еще жив "австрийский конфуз", когда бывший вице-премьер Клебанов и руководство РСК "МиГ" подтолкнули президента к лоббированию на австрийском рынке наших истребителей МиГ-29 в то время, когда участие "МиГов" в тендере было уже практически невозможно. В итоге президенту и федеральному канцлеру Австрии пришлось публично и недвусмысленно ответить: "Нет!" на настойчивые попытки В.В. Путина выйти на решение проблемы закупок российской авиатехники.

К чести нашего президента стоит отметить, что после этого он отнюдь не отказался от попыток личного участия в проведении экономических интересов страны. Такая решимость, правда, должна бы потребовать большей ответственности от тех, кто намерен использовать в своих интересах такой фактор, как поддержка президента. Чего, к сожалению, пока не наблюдается.

Задача перевооружения отечественных ВВС отнюдь не является неожиданной. Смена поколений военной техники происходит достаточно ритмично и прогнозируемо. При этом тот, кто отстал от магистральных путей развития военной техники, спустя короткое время, как правило, лишается возможности проводить и самостоятельную внешнюю политику. Так, Германия и Япония, лишившиеся после поражения во Второй мировой войне своего авиапрома, так и не смогли восстановить свой статус мировых авиационных держав. Будучи экономическими столпами современного мира, эти страны в военном отношении представляют собой абсолютно зависимые, несамостоятельные государственные образования. Швеция же, куда более скромная в смысле мощи своей экономики, производя истребители "Грипен", и еще целый ряд систем вооружений и военной техники, в военно-стратегическом плане вполне самодостаточна и независима. Как, впрочем, и Бразилия, которая, наращивая свою экономическую мощь, производит целую серию военных и гражданских машин марки "Эмбраер".

Естественно, уникальное положение нашей страны, все еще способной разрабатывать и производить все виды и типы авиационной техники, является тем достоянием, разбазарить которое было бы даже больше, чем преступлением. Кроме США, подобным ресурсом не обладает ни одна страна в мире. Однако на сегодня мощь отечественного авиапрома находится в вопиющем противоречии с состоянием экономики страны в целом. Мы уже производим по 4-5 пассажирских самолетов в год, когда простое воспроизводство наших производственных мощностей требует строить их не менее 60-70. По объему пассажирских перевозок мы уже отстаем даже от Африки. Наша армия вот уже 8-9 лет как вообще не закупает новых истребителей, а за те единицы, которые модернизируются, безнадежно должна предприятиям ВПК. Жизнь авиапрома сохраняется исключительно за счет оружейного экспорта, доля авиации в котором - более половины.

Вот в таких условиях и стоит вопрос о создании истребителя пятого поколения, "первая ласточка" которого, американский F-22 "Рэптор" (динозавр-убийца), уже проходит летные испытания и вот-вот начнет поступать в распоряжение ВВС США.

Это называется стратегической угрозой. По оценкам специалистов, стоящие сейчас на вооружении машины четвертого поколения, непревзойденные по своим боевым характеристикам Су-27 и МиГ-29, во втором десятилетии нового века уже не смогут обеспечить нашим ВВС превосходства даже в воздушном пространстве Российской Федерации (превосходства на театре военных действий вне страны наши ВВС не способны достичь уже сегодня). К тому времени наши машины уже будут близки к полной выработке своего ресурса и, к тому же, окончательно устареют, а на вооружении армии США будут стоять 339 "Рэпторов".

Безусловно, только очень безответственный политик может полагать, что нам в мире больше никто не угрожает. Возможно, так полагали когда-то и югославские политики, избегая входить в Варшавский договор и стремясь максимально приблизиться к Западу. Увы, за хорошее поведение никто в современном мире безопасности не гарантирует.

Нельзя сказать, что проблема пятого поколения свалилась на нас как снег на голову.

В ответ на развертывание в Соединенных Штатах в начале 1980-х гг. НИОКР по программе ATF (Advanced Tactical Fighter) в качестве ответной меры в 1986 г. было принято закрытое совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, предусматривающее начало работ по созданию истребителя пятого поколения. Определение концепции и облика новой боевой машины взяли на себя ведущие научно-исследовательские организации Министерства авиационной промышленности и Военно-воздушных сил при участии крупнейших конструкторских бюро, занимающихся проектированием военной авиатехники.

Несколько лет спустя микояновское КБ представило заказывающему управлению ВВС эскизный проект "МФИ", который прошел успешную защиту перед государственной комиссией. Одновременно, будучи уверенными в правильности выбранного пути и обоснованности предлагаемых решений, микояновцы разработали необходимую техническую документацию на самолет, используя систему автоматизированного проектирования. В 1989 г. был выпущен полный комплект рабочих чертежей, после чего начались изготовление и сборка первого самолета.

Однако наш ответ, в силу всем известных причин, сильно запоздал.

Если эскизный проект "Рэптора" был представлен в 1991 году, а работы по созданию первого экспериментального самолета начались в 1993-м, то у нас как раз на эти годы пришелся гайдаровский эксперимент, когда в 1992 году правительство просто отказалось оплачивать ВПК весь Гособоронзаказ. Работы были выполнены, а расчет с государством произведен не был. В принципе, после этого предприятия нашего ВПК, в то время не имевшие собственных финансовых ресурсов, должны были просто прекратить свое существование. Но как-то выжили:

Естественно, все ОКРы и НИОКРы были резко заторможены. Да и в дальнейшем, получая доходы от экспорта в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, ОКБ Микояна не имело возможности поддерживать темпы, аналогичные американским, где на программу истребителя пятого поколения было затрачено около 140 миллиардов долларов. В то время как годовой бюджет России составлял около 20 миллиардов.

Шли работы по созданию самолета пятого поколения и на "Сухом", которые фактически завершились с подъемом в воздух экспериментального самолета Су-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла. Машина произвела фурор на ряде авиасалонов, но в качестве даже прототипа истребителя пятого поколения оказалась несостоятельна.

Дело в том, что обратная стреловидность резко повышает нагрузку на несущие плоскости, что требует их дополнительного укрепления - следовательно, утяжеления машины. В итоге Су-37 не имеет сверхзвуковой крейсерской скорости. Также не реализованы в этой машине принципы малой заметности, которые, в частности, требуют, чтобы вооружение было спрятано внутри корпуса самолета.

Потрясающим успехом оказалась возможность достижения самолетом запредельных углов атаки, которые, казалось бы, давали ему колоссальное преимущество в воздушном бою. Однако пропорционально увеличению угла атаки нарастает и нагрузка на пилота, который, даже обладая уникальными физическими данными, навряд ли сможет работать при нагрузках более 5G. То есть возможности самолета вступили в противоречие с физиологическими возможностями человека.

В итоге вердикт комиссии ВВС был однозначным: на вооружение этот самолет не поступит никогда.

Менее благополучна судьба "микояновской" машины под кодовым названием "1.42" или "МФИ". Машина оказалась предметом политических скандалов, сопровождавшихся кадровыми перемещениями руководства "МиГа", что, конечно, не способствовало успешному завершению работ. В итоге в воздух машина была впервые поднята лишь позапрошлой зимой.

"МФИ" - тяжелый одноместный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме "утка" с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), среднерасположенным треугольным крылом и V-образным хвостовым оперением. В нашей стране такая аэродинамическая схема при проектировании реактивных машин реализована впервые. Самолет обладает улучшенными взлетно-посадочными характеристиками. Силовая установка состоит из двух двигателей АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги, обеспечивающих сверхманевренность машины в воздушном бою во всем диапазоне скоростей и длительный крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях на бесфорсажном режиме работы. Cкорее всего, расчетная максимальная скорость полета соответствует числу М=2,6. Воздухозаборники двигателя - регулируемые, с S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателей и радиопоглащающей облицовкой. В конструкции фюзеляжа, крыльев и ПГО широко использованы композиционные материалы на основе углепластика и полимеров. Машина спроектирована с учетом требований технологии "стелс", о чем свидетельствует внешний вид "МФИ" с характерно выраженными малоотражающими формами. Применение радиопоглащающих покрытий, экранирование радиолокационно-контрастных элементов конструкции, низкая тепловая заметность, размещение ракетного вооружения во внутрифюзеляжных отсеках позволили достигнуть практически тех же значений эффективной площади рассеивания, что и у F-22.

Бортовая импульсно-доплеровская РЛС пятого поколения с фазированной антенной решеткой и электронным сканированием диаграммы направленности позволяет эффективно вести дальний воздушный бой вне визуальной связи с противником и атаковать свыше 20 воздушных целей одновременно. Специально для "МФИ" разработаны управляемые ракеты большой дальности класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" пятого поколения, реализующие принцип "пустил-забыл". Вместе с тем сохраняется встроенная 30-мм пушка. Кроме того, на внешних узлах подвески истребитель может нести любые виды ракетно-бомбового вооружения, используемого самолетами ВВС РФ.

И тем не менее фактически уже реализованный прототип истребителя пятого поколения также был отвергнут Министерством обороны.

Надо сказать, что комиссия, решавшая судьбу истребительной авиации в России, руководствовалась лишь одним принципом, самым современным - у кого денег на реализацию проекта больше, тот и победил. И хотя поначалу с легкой руки тогдашнего вице-премьера Клебанова ходили разные экзотические идеи - например, поручить разработку КБ "Яковлев", вот уже 30 лет не создававшего истребители. Или вообще, дать задание Росавиакосмосу - пусть конструируют. Однако на финал вопрос пришел к выбору из двух возможных вариантов - "Сухой" или "МиГ".

Денег оказалось больше у "Сухого". Президент озвучил цифру - 40 процентов нашего авиакосмического экспорта - это "Сухой". До 2010 года, видимо, в качестве "встречного плана", "Сухие" пообещали наторговать на 17 миллиардов. Видимо, пытаясь дополнительно убедить, что способны разработать новый истребитель исключительно на собственные средства. Хотя цифра явно завышенная - экспортный потенциал стремительно стареющих Су-27 и их модификаций не растет, а снижается. Правда, уже была озвучена и идея немного "раскулачить" все авиастроительные фирмы на проект пятого поколения, но развития новация по вполне понятным причинам не получила.

Скорее всего, где-то на этапе создания опытного образца выяснится, что без государственной помощи работы завершить не удастся. Но это будет потом.

Главное уже - сроки.

Пока генеральным конструктором Погосяном представлен эскизный проект нового истребителя. Судя по тому, что в общих чертах он напоминает классические линии "микояновской" машины и совсем не напоминает "Беркут", можно полагать, что конструкторы фирмы "Сухой" находятся где-то в самом начале пути.

Нет никаких оснований полагать, что экономическая ситуация в стране будет в ближайшие годы лучше, чем в предыдущие. А в предыдущих - между решением ЦК 1986 года и взлетом "МФИ" в феврале 2001-го - прошло 15 лет. Через 15 лет на дворе будет 2017-й год. К этому времени состояние истребителей четвертого поколения будет примерно таким же, как сегодня - состояние МиГ-21: летать еще можно, но опасно, ненадежно и никаких шансов против более современных машин. Глубокая модернизация МиГ-29 - МиГ-29 СМТ, приветствуемая Генштабом, способна заметно продлить активную жизнь "МиГов", но к 2017 году и ее ресурс будет на грани исчерпания. К тому же программа модернизации потребует дополнительных расходов военного бюджета, что также ограничит возможности государственного дофинансирования работ по пятому поколению, а тем самым способно также отрицательно отразиться на сроках.

Дальше же, в случае, если работы будут удачны, встанет проблема запуска новой машины в серию.

Американские генералы и конгрессмены уже сегодня, при богатейших ресурсах, хватаются за голову от суммы расходов. В результате изначальное число "Рэпторов" на службе США с планируемой 1000 сократилось до 700, а потом и вовсе до 339. В итоге сумма, которую придется затратить США на перевооружение своей истребительной авиации приближается к триллиону долларов.

Предположим, что сумма в 17 миллиардов долларов была названа Погосяном не случайно, и именно в такую примерно сумму он оценивает работы по проектированию и созданию образца нового истребителя. Расходы нашего авиапрома всегда на порядок были ниже, чем в США. Возможно, нам и сегодня удастся выдержать эту пропорцию, что в условиях унификации мировых цен и стремления России в ВТО довольно проблематично. Но предположим, что удастся, и что тогда? Будут ли у российского бюджета-2017 "лишние" 100 миллиардов долларов на закупку у "Сухого" сопоставимого с ВВС США количества истребителей?

А если нет - о чем весь сыр-бор?

Если судьбу супертанка Т-90, существующего в единственном экземпляре, взять за модель, то какое будущее ожидает новый суперистребитель? Такое же, как супервертолет Ка-50, также поставленный в войска в единственном числе? Но тот хотя бы продается на внешнем рынке, а истребитель пятого поколения продать из-за потрясающе высокой цены еще долго никому не удастся, как невозможно продать великолепный по своим характеристикам МиГ-31 - он создавался для ПВО великой державы, а невеликим он попросту не нужен.

Так что судьба нового истребителя предсказывается достаточно несложно. Тем более что в МиГовском ангаре уже стоит его прототип - тоже единственный....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка