О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Забытый приказ

Двадцать второго августа президент объявил траур по 116 военнослужащим, погибшим в результате катастрофы транспортного вертолета Ми-26 в Чечне. Два года назад - 23 августа - траур объявляли по 118 членам экипажа подлодки "Курск", затонувшей в Баренцевом море. Мистика почти точных совпадений дат и чисел чудовищна. Но злой рок - аргумент неубедительный.

Дело даже не в том, насколько оперативно следственная группа Главной военной прокуратуры разберется с обстоятельствами катастрофы, унесшей больше жизней российских военных, чем любая спецоперация в последнюю чеченскую кампанию. И не в том, упал вертолет из-за технической неисправности или был сбит чеченскими боевиками (в этом случае еще предстоит выяснить, какими путями они могли проникнуть на строго охраняемую территорию вокруг военной базы в Ханкале). Все точки над "i" уже были расставлены в Кремле, на встрече президента и министра обороны. Ключевым здесь является вопрос Владимира Путина: "Как могло так получиться, несмотря на приказ министра обороны о запрещении перевозок людей?"

По информации "Итогов", речь идет о приказе за номером 225, подписанном главой военного ведомства еще в июне 1997 года, согласно одному из пунктов которого "перевозка пассажиров разрешается только на воздушных судах, оборудованных посадочными местами для пассажиров... Перевозка пассажиров на вертолетах Ми-6, Ми-14, Ми-26 и Ка-27, за исключением сопровождающих груз, запрещается".

В этом контексте становятся бессмысленными все разговоры о том, был ли перегружен Ми-26 (а на его борт в Моздоке поднялись 147 человек, хотя по инструкции вертолет может поднимать в воздух чуть больше 80). Согласно никем не отмененному приказу этих людей там вообще не должно было быть. Ведь, по официальной информации, никакого груза Ми-26 не перевозил.

Почему вертолет в нарушение приказа использовали в качестве рейсового автобуса? За ответом далеко ходить не надо. Примерно по тем же причинам, почему на "Курск" загрузили торпеду, в безопасной эксплуатации которой многие специалисты сомневались еще задолго до трагедии в Баренцевом море. В нашей армии служебные инструкции вообще выполняют, мягко говоря, неаккуратно. Так что о приказе номер 225 попросту забыли. И в этом главная причина трагедии.

Теперь - о выводах из случившегося. Владимир Путин на встрече с министром обороны Сергеем Ивановым отметил, что не призывает искать в этом деле стрелочников. Но и такой вариант, как в случае с "Курском", когда виновных по итогам расследования не оказалось, президента, судя по всему, не устраивает. По его словам, "даже самый предварительный анализ показывает, что, как правило, ответственность лежит на ненадлежащем выполнении должностными лицами своих обязанностей". Сказанное относится отнюдь не только к катастрофе Ми-26, привлекшей к себе столь пристальное внимание из-за своих масштабов. С начала этого года в Чечне, по официальным данным, разбилось шесть вертолетов других типов, погибли 22 человека и трое пропали без вести. И можно не сомневаться - во всех этих случаях свою роль сыграли не только атаки боевиков или износ техники (хотя, заметим, упавший под Ханкалой Ми-26 был относительно новым). Дело в общем состоянии российских Вооруженных сил, в которых жизни солдат-призывников ценятся невысоко, а офицерам, пытающимся выжить на нищенскую зарплату, не до соблюдения инструкций. Материальное обеспечение дислоцированных в Чечне частей, конечно, куда выше среднероссийского уровня. Однако, как показывает практика, от проблем, характерных для нашей непрофессиональной армии в целом, не застрахованы и они.

На этот раз власть в отличие от ситуации с "Курском" действует оперативно и жестко. Уже на следующий день после падения Ми-26 в Чечню прибыли и министр обороны, и генеральный прокурор. Оргвыводы последовали незамедлительно: отстранен от должности командующий армейской авиацией Сухопутных войск генерал-полковник Виталий Павлов, введена должность заместителя командующего Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе, который теперь отвечает за любые перевозки свыше 20 человек. Наконец, Сергей Иванов издал очередной приказ о запрете перевозок пассажиров на вертолетах Ми-26 не только в Чечне, но и по всей России.

Не забудут ли в войсках и об этом приказе? Гарантировать это может, пожалуй, лишь кардинальное реформирование всех Вооруженных сил, способное не только повысить боеспособность армии, но и усилить ответственность военачальников за безопасность их подчиненных в мирное время. И провести такую реформу, видимо, следует в куда более сжатые сроки, чем те, что предусмотрены нынешними планами Минобороны. Иначе наша армия и дальше будет нести потери не столько от ударов противника, сколько от собственных пороков, а всему обществу придется пережить еще не один "черный" август....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка