Forbes
9 июля 2015, 16:26
Михаил Василенко: "Инвесторы задают вопросы, насколько это осуществимо"
Минтранс собирается расторгнуть контракт с подрядчиком строительства третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево - компанией "Инжтрансстрой", в которой началась процедура наблюдения
- Строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево прекращено. Росавиация утверждает, что "Инжтрансстрой" получил аванс, но выполнил не все работы, а "Инжтрансстрой" заявляет, чтоРосавиация платит с перебоями и не предоставляет необходимую документацию. Кто из них прав?
- В ближайшее время ситуация нормализуется. Ею занимаются на правительственном уровне.
- Какой объем работ подрядчик успел выполнить?
- Подготовлена строительная площадка, началось строительство рулежной дорожки, и на этом пока все остановилось.
- Минтранс собирается менять подрядчика. Проводить новый конкурс, наверное, слишком долго. Можно ли назначить подрядчика без конкурса?
- Такие решения должно принимать правительство. Без конкурса, насколько я понимаю, трудно кого-то назначить.
- Уже есть прецеденты по другим крупным объектам. Могут ли структуры, связанные с инвесторами аэропорта Шереметьево - TPS AviaАлександра Пономаренко 39 иАркадия Ротенберга 60, получить этот контракт?
- Это исключительно прерогатива правительства. Уверен, что выберут достойного.
- Полоса должна быть построена к Чемпионату мира по футболу 2018 года. А вдруг не успеют?
- Я думаю, что это невозможно. Все важные для Российской Федерации стройки всегда на особом контроле. Вспомните саммит АТЭС и Олимпиаду. Сколько было инсинуаций, что все деньги украли и ничего не построят. Но ведь построили, с высоким качеством и вовремя. Я думаю, для России очень важно, чтобы это был один из лучших Чемпионатов мира по футболу. Для Шереметьево же это возможность создать инфраструктуру, которой наши авиакомпании и пассажиры будут пользоваться многие годы.
- В каком состоянии проект развития северной зоны, для которого вы привлекли TPS Avia?
- Уставные капиталы компаний по строительству нового терминала и межтерминального перехода сформированы. У нас нет вопросов по деньгам, но есть вопросы по скорейшей реализации проекта. Инвесторы ждут указа о консолидации активов в Шереметьево. Подрядчик начал снос терминала В. Генеральным проектировщиком нового терминала выбрана компания Renaissance Construction. Это компания с очень большим опытом и собственным проектным институтом. Для проектирования межтерминального тоннеля (соединит терминалы D, E, F южной зоны с терминалами B и C северной зоны. - Forbes) мы выбрали "Минскметропроект" - крупнейшую компанию, в которой работает много российских специалистов. Она делает очень качественные проекты, в том числе для московского метро. Все проекты должны быть готовы к октябрю. На строительство отведены 2016-2017 годы.
- Связаны ли работы по строительству третьей полосы и по строительству терминала?
- Это разные проекты, но они синхронизированы. В проектах подготовки к Чемпионату мира указано и строительство полосы, и строительство терминала с тоннелем. Оба проекта должны быть завершены к 2018 году. Разница в том, что полоса строится за счет федерального бюджета, а терминал и тоннель - на средства инвесторов.
- Но одно без другого не живет, правда же? А у вас полоса не строится, указ по консолидации активов государства и TPS Avia в Шереметьево до сих пор не подписан.
- Если полоса не строится, а указ не подписан, это не значит, что полоса не будет строиться и указ не будет подписан. Есть стратегическая цель: к Чемпионату мира 2018 года должны быть полоса и терминал.
- Даже если инвестор не дождется консолидации и уйдет?
- Привлечь инвестора было очень трудно. Инвестор выбран, и это дает нам уникальную возможность для развития. Упустить его - совершить очень большую ошибку. Поэтому надо приложить максимум усилий, чтобы появившаяся у нас возможность была реализована.
- А ваших инвесторов проблемы со строительством полосы беспокоят?
- Конечно, они задают нам вопросы, насколько это все осуществимо. Это риск и для нас, и для инвестора, которого мы вместе пытаемся избежать.
- В акционерном соглашении прописаны механизмы расторжения договора? На каких условиях это может произойти?
- Конечно, прописаны. Но рассказать детали не могу, это коммерческая тайна.
- Но им дешевле все-таки достроить, чем уйти?
- Необходимо взвешенно оценить риски. В какой-то ситуации продолжение работ может оказаться дороже, чем выход из проекта.
- Но ведь они в целом уже достаточно далеко зашли. У них много бизнесов в Шереметьево - магазины duty free, реклама, парковки, грузовой комплекс "Москва Карго". Последний, кстати, переманивает клиентов у компании "Шереметьево-Карго", много лет обслуживающей грузы в Шереметьево.
- В Шереметьево много лет работает несколько грузовых компаний. Крупнейшими из них являются "Шереметьево-Карго" и "Москва Карго", в прошлом "Аэропорт Москва". "Аэрофлот" проводил серьезный конкурс, на котором разыгрывалось два лота: внутренние грузовые перевозки и международные. По результатам конкурса "Аэрофлот" выбрал "Москва Карго". Инфраструктура "Шереметьево-Карго" была создана в 1980-е годы и с тех пор не развивалась. По нашему мастер-плану современный грузовой комплекс на 1 млн т грузов в год, оснащенный новыми технологическими решениями по электронному декларированию и обработке грузов, должен быть на территории "Москва Карго".
- Получается, структуры, ведущие бизнес в Шереметьево, но не попавшие в периметр консолидации, оказываются за бортом?
- Нет. Ни одна из структур, ведущих бизнес в Шереметьево и не согласившихся войти в периметр консолидации не прекратила свою работу. Клиенты выбирают поставщиков услуг исключительно по рыночным соображениям. Мы создали конкурентную среду во всех областях аэропортового бизнеса: пассажирский и грузовой хендлинг, поставка топлива, бортовое питание, паркинги, реклама.
- Авиационные перевозки сокращаются. А у вас строится третья взлетно-посадочная полоса и запланировано строительство нового терминала. Зачем вам избыточная инфраструктура?
- Сколько было разговоров, что инфраструктура, созданная в Сочи, работать не будет. Но только на эти майские праздники вся сочинская инфраструктура была переполнена. Аэропортовую инфраструктуру развивать нужно, ведь ситуация постоянно меняется: сегодня пассажирские перевозки сокращаются, а завтра вырастут. Мы имеем абсолютно устаревший терминал F, который в 2017 году необходимо реконструировать. Но перед этим нам нужно построить новый терминал рядом с терминалом С в северной зоне, чтобы обеспечить растущий пассажиропоток. В этом году мы расширили зону внутренних авиалиний терминала D, но этого недостаточно. С учетом тенденции роста внутрироссийских перевозок нам нужен терминал внутренних линий в северной зоне.
- А что, нельзя площади для международных линий переоборудовать под внутренние?
- Можно. Можно есть мухоморы? Можно, но только умрешь. Переоборудование международных помещений терминалов под внутренние сократит возможности для дальнейшего развития международных линий. К тому же технологии в авиации растут очень быстро: раньше в течение 10-20 лет, а сейчас каждые пять лет уже что-то меняется. Если не создавать новые технологичные сервисы для пассажиров и авиакомпаний, то потеряешь долю рынка.
- Ваш основной клиент "Аэрофлот" в своей стратегии, опубликованной недавно, признал, что Россию ждет замедление роста пассажиропотока. Вы согласны с этим прогнозом?
- Я согласен с маркетинговым прогнозом, который сделал "Аэрофлот" для себя как для авиакомпании. Но замедление роста пассажиропотока не означает отсутствие развития.
- А сейчас по факту в стране не замедление прироста, а уже падение пассажиропотока. Снижаются международные перевозки. Иностранные компании сокращают свои программы в Россию.
- Не все сокращают. Испанские и турецкие авиакомпании стремятся к расширению. Авиакомпании рассчитывают привлечь пассажиров с помощью скидок. Международные перевозки всегда более выгодные, чем внутрироссийские. Зарубежные авиакомпании платят в валюте. Это важно для нас, потому что основная часть нашей выручки - в рублях, а все кредиты - в валюте. Если бы не было такого большого кредита, то, наверное, замедление прироста, снижение пассажиропотока нас не затронуло бы. У Шереметьево весьма существенно выросла и прибыль, но курсовые разницы все это убили.
- Как сильно упадут перевозки в Шереметьево по итогам года?
- Я думаю, внутренние перевозки вырастут примерно на 14%, может, даже побольше. По международным трудно точно сказать, но будет падение. А в целом по году ожидаю снижение примерно на 3%.
- Вы лоббируете возвращение курительных комнат в аэропорты. Зачем это нужно и где же вы были на этапе принятия закона?
- Мы тоже спорили. В законе было разрешено курить в специально отведенных местах. После закрытия курительных комнат в туалеты стало невозможно зайти - все теперь курят там. Из-за этого оценка качества услуг аэропорта упала.
- Так установите датчики дыма. В самолетах они стоят, и люди постепенно привыкли, что во время полета нельзя курить.
- Это смешно. В самолете небольшое замкнутое пространство, с которого нельзя убежать незаметно, открыть окно и выйти. В аэропорту датчики не помогут. Например, в Шереметьево 430 000 квадратных метров площадей. Какая у меня должна быть служба безопасности, чтобы они отлавливали всех, кто где-то курит?
- Ну, увеличьте штат службы безопасности. В чем проблема?
- Увеличить штат службы безопасности можно, но полномочий у них все равно недостаточно. Они могут только пригласить человека, который курит, в полицию. В Шереметьево 32 млн пассажиров в год. Если, по статистике, в стране курит порядка 40% жителей, это значит, что в Шереметьево 12 млн курящих пассажиров. Их всех я должен собрать со всех терминалов и отвести в полицию?
- Нескольких отведете, остальным не захочется. Может, проблема не в законах, а в том, что у нас народ не привык их соблюдать?
- Мы боремся за то, чтобы закон работал. Мы не за отмену запрета курения, мы за создание условий для всех пассажиров. Если в стране 40% населения курит, то, чтобы они не курили, нужно запрещать продажу сигарет. Но если сигареты покупать можно, нужно создать условия для курения, чтобы было комфортно и курящим, и некурящим....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Пассажиров экстренно севшего в Ашхабаде самолета отправили в Екатеринбург
Декабрь 23, 2025
Вертолет МЧС совершил вылет в ЦРБ Осташковского округа