Газета.Ru
13 июля 2015, 10:19
"Белый лебедь" меняет облик
Министерство обороны РФ активизирует работу по возобновлению производства сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160
В Минобороны РФ объявили об активизации работ по воспроизводству стратегических бомбардировщиков Ту-160 "Белый лебедь" для Дальней авиации Военно-воздушных сил. "Было принято решение о воспроизводстве Ту-160 в новом облике, - заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. - Мы уже работаем, создали рабочую группу, вместе с Минпромторгом наметили ежемесячные совещания по ходу этих работ, назначены главные конструкторы - работа уже на нормальной стадии".
Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, который в настоящее время остался только на вооружении России (восемь самолетов были выкуплены у Украины в 1999-2000 годах).
Первый полет Ту-160 совершил в 1981 году, серийно выпускался в СССР с 1987 по 1991 год. Впервые о решении возобновить производство бомбардировщика Ту-160 было объявлено в конце апреля министром обороны РФ Сергеем Шойгу во время посещения Казанского авиастроительного завода, где модернизируют Ту-160. А уже 28 мая командующий ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, промышленность "подтвердила свои возможности".
Чтобы окупить все затраты по воссозданию производства, оборонное ведомство готово закупить 50 новых машин, заявил тогда Бондарев.
Специалисты относятся к перспективам возобновления производства Ту-160 скорее оптимистично, хотя и спорят о том, какие задачи будет решать подобный самолет. Одна из возможных проблем: реактивный двигатель НК-32 не выпускается с 1990-х годов. Пока же обновленный стратегический бомбардировщик с новыми системами вооружений и авионики может подняться в небо только с помощью устаревших двигателей, так как их нечем заменить.
Самарское предприятие ОАО "Кузнецов" (бывшее КМПО имени Фрунзе), на котором производились двигатели НК-32, может лишь ремонтировать старые двигатели. Работы по возобновлению производства НК-32 ведутся, однако пока судить об их результативности сложно.
"У нас заключен контракт с Министерством обороны РФ на изготовление установочной партии НК-32 серии 02, и в настоящее время на нашем предприятии в Самаре - ОАО "Кузнецов" - ведутся работы по постановке на производство данного двигателя в оговоренных объемах для проведения квалификационных испытаний. Программы производства авиационных двигателей синхронизированы с программами производства самолетов, соответственно, задача ОАО "Кузнецов" как исполнителя по контракту в соответствии с планами Министерства обороны придерживаться тех сроков и темпов, которые установлены. Срок выпуска установочной партии НК-32 второго этапа - 2016-й год", - заявили "Газете.Ru" в ОАК.
До того как Минобороны взялось за возобновление производства Ту-160, считалось, что на смену старым дальним бомбардировщикам должен прийти проект так называемого перспективного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).
В 2014 году сообщалось о завершении проектных работ (ими занималось КБ Туполева), однако о том, что мог собой представлять новый самолет, точных сведений нет. Эксперты предполагали, что Минобороны готовит ответ на американский бомбардировщик B-2, сделанный по технологии Stealth. Согласно нынешним планам, первый образец ПАК ДА должен быть построен в 2019 году, а в 2025 году самолет планируют поставить на вооружение.
Теперь к этой программе, сведений о состоянии которой очень мало, добавляется план возобновления производства Ту-160. При этом двигатель для ПАК ДА также должен быть создан на основе НК-32, производство которого пока не возобновлено.
"По-моему, Министерство обороны никак не может определиться, что оно все-таки хочет делать, и мечется между разными проектами, - говорит редактор сайта avia.ru Руслан Гусаров. - До сих пор мало кто понимает, что происходит с ПАК ДА, и теперь решают: а давайте производить ТУ-160. Последовательности здесь не видно".
В Объединенной авиастроительной корпорации сообщили "Газете.Ru", что работы по Ту-160 никак не скажутся на судьбе ПАК ДА. В Минобороны вряд ли могут отказаться от ПАК ДА, даже если работы над этим проектом сейчас не приводят к успеху: "ПАК ДА включен в государственную программу вооружения, так что по произведенным работам в любом случае надо отчитываться".
По мнению Гусарова, Минобороны сейчас вполне способно провести реновацию Ту-160 без использования зарубежных компонентов: "Опыт глубокой модернизации Ил-76, которая привела к появлению модели Ил-476 и была проведена с использованием почти исключительно российских приборов и деталей, показывает, что Россия сейчас может это делать".
Проект вполне осуществим, соглашается замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:
"Наши оружейники сейчас в принципе следуют по пути наименьшего сопротивления и просто глубоко модернизируют старые модели - это и вертолет Ми-35-м, и фрегаты проекта 11356м, теперь вот Ту-160. Думаю, для нынешнего технологического уровня России это оптимально". При этом он не видит острой необходимости именно в сверхзвуковом стратегическом бомбардировщике: "При современной войне бомбардировщики - это просто извозчики по доставке ракет в точку запуска. Для этого можно было бы модернизировать турбовинтовой Ту-95. А Ту-160 создавался для задачи так называемого сверхзвукового прорыва. Но такую задачу при современном уровне ПВО осуществить сложно, то есть можно так воевать только с теми странами, где нет сильного ПВО, а их набор среди потенциальных противников России довольно ограничен"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции