О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Он все-таки сбит...

На месте упавшего под Ханкалой вертолета Ми-26 - пустое, перекопанное экскаваторами поле. Все обломки, тела и даже слой почвы увезли для криминалистической экспертизы в Москву. Формально уже закончился траур по погибшим. Но становятся известны все новые подробности катастрофы.

Почему опоздали пожарные машины?

- То, что их сбили ракетой, видели сотни людей, - рассказывает солдат на посту перед въездом в Ханкалу. - Знаешь, когда летит "корова", все волей-неволей обращают внимание.

Все, кто курил, подметал дорожки и красил бордюры, видели, как подлетал к вертолету небольшой огненный шар, затем раздался резкий хлопок, а потом взрыв. Машина мгновенно просела и начала не то чтобы падать, а медленно снижаться, выписывая странные виражи. Скорее всего, экипаж пытался отвести вертолет от минного поля и жилых пятиэтажек 42-й дивизии.

На земле первым делом отвалился стабилизатор. Машина завалилась набок. Но взрыва еще не было! К вертолету бежали люди. Пока экипаж из кабины запускал сигнальные ракеты, несколько пассажиров успели выскочить через иллюминатор. Старший прапорщик Татаев просто высадил стекло кулаком и выскочил из горящего вертолета...

Но уже через секунды вспыхнул керосин, взорвались баки и начался пожар. Потушить его не могли долго: многочисленные таксисты у КПП в панике создали пробку, из-за нее к горящему вертолету не смогли вовремя подъехать пожарные машины...

Почему не заметили засаду боевиков?

Почти сразу взялись за дело дознаватели. Выяснилось, что наблюдатели 12-й заставы (наблюдательного пункта на пятиэтажном доме) четко видели, как со стороны разрушенной школы летела ракета. А сразу после пуска оттуда на всех парах умчался автобус-"пазик". Дабы проверить эту информацию, в развалины послали прокурорскую группу, но та едва не нарвалась на мины - все подходы к школе были обставлены свежими растяжками. Когда все же вошла в развалины, то увидела кучу консервных банок и пустую использованную трубу от ПЗРК "Игла". Объяснить это иначе, как засадой, было трудно.

- То, что "корову" ждали, лично я уже не сомневаюсь, - сообщил "Комсомолке" сотрудник прокуратуры Северо-Кавказского военного округа. - Кстати, ждали, возможно, и не солдат-срочников. В 42-й дивизии начались командно-штабные учения, на которые должны были приехать чуть ли не около ста офицеров из Генштаба, Минобороны и штаба округа...

- Но ведь все подходы к Ханкале охраняются...

- Это разрушенный район на окраине Грозного. Там уже давно никто не живет. Школу проверяли раз двадцать. А проверять каждый день каждый такой дом - никаких войск не хватит...

Почему не верят комиссиям?

Высоким комиссиям в Чечне давно не верят. Как и официальному числу погибших. Да и как тут поверишь...

- Докладываю вам русским языком! - разносятся по вечерней Ханкале крики из вагончика тыловиков. - Отправлено 118 тел и еще четыре мешка с останками.

- Где вы еще трупы взяли?

- Хрен его знает! Может, по пути кого прихватили...

116 погибших - это только те, кто был занесен в полетный лист. Людей, которые запрыгнули на борт перед отлетом (потому что "срочно надо"), опознать теперь можно только с помощью генетической экспертизы.

"По экипажу ясности нет..."

Сразу по приезде в Ростов-на-Дону с места катастрофы заместитель Генпрокурора Сергей Фридинский провел пресс-конференцию.

- У нас две версии трагедии, - объявил он. - Техническая неисправность и теракт. В течение месяца мы должны выдвинуть рабочую, а затем и окончательную версию. Сейчас опрашиваем свидетелей. Еще не ясно, в качестве кого будут проходить члены экипажа Ми-26 - свидетелей, потерпевших или обвиняемых.

Заместитель военного коменданта Чеченской республики полковник Халид ЯМАДАЕВ:
Рано или поздно это должно было произойти...

- В условиях партизанской войны, на которую давно перешли боевики, большая армейская группировка становится очень уязвимой. Поэтому, несмотря на неравенство сил, боевики получают преимущество. Любой обученный стрелок из ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) засядет в развалинах Грозного и просто станет ждать. И рано или поздно дождется, что мимо него пролетит большой вертолет. А летают они постоянно! Постоянные замены, отпуска, хозяйственные полеты превратили вертолетчиков в извозчиков группировки. Абсолютно беззащитных!

"Большинство сгорели в корме..."

- Почти все погибшие сгорели в корме вертолета, - рассказывают медсестры госпиталя в Ханкале. - Там была гора трупов в два метра. Именно в этой горе нашли двоих, чудом выживших. Они фактически не пострадали от огня. Тех же, кто был в середине, попросту задавило рухнувшим двигателем...

"Олег - первоклассный летчик!"

Интервью с другом майора Олега Батанова, командира вертолета Ми-26

Его зовут Владимиром. Фамилия есть в редакции. Воинское звание - капитан. Должность - помощник командира вертолета Ми-26. Служит в одном полку с майором Олегом Батановым, уже лет десять знает его: "Наши машины стоят на Ханкале рядом".

- Владимир, официальные лица и независимые эксперты "Комсомолки" все больше склоняются к "ракетной" версии катастрофы. А вы как думаете?

- Пусть выводы делает комиссия... Но когда говорят об обстреле машины Батанова, то почему-то фигурирует только ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс. - В. Б.). Так вот я вам докладываю: когда в 99-м году шли бои под Ботлихом (населенный пункт в Дагестане. - В. Б.), "чехи" использовали против наших вертушек ПТУРы (противотанковые управляемые снаряды. - В. Б.). Кажется, "Фаготы". Эти штуковины гораздо сильнее ПЗРК. Но я больше склоняюсь к тому, что могли врубить ракетой, самонаводящейся на тепловое излучение двигателя. Если это так, то спецы должны обязательно обнаружить характерные разрушения.

- Батанов сообщил на землю о пожаре на борту. Но ни слова не сказал об обстреле...

- Автоматика при воспламенении двигателя срабатывает независимо от того, загорелся он от неисправности, от попадания ракеты или даже птицы.

- Что он за человек?

- Опытнейший боевой летчик, со спокойным, уравновешенным характером. Надежный мужик. Майора досрочно получил. Налетал только на чеченской войне столько, что другому полслужбы не хватит. Если верна информация, что он посадил горящую машину на авторотации, без двух двигателей, - это высший класс.

- Комиссия сейчас говорит, что у Батанова всего лишь второй класс...

- Батанов уже три года командиром. А до этого, по-моему, лет пять сидел и на левой лавке, и на правой (кресла левого и правого летчиков. - В. Б.). Такой боевой летчик со вторым классом и с таким налетом в постоянной "экстремалке" три раза за первоклассного сойдет. Для получения первого класса Батанову надо было всего лишь оформить документы. Но когда у нас было время по штабам бегать?

- Обнаружился приказ министра ? 225 от 1997 года, который запрещает перевозить на Ми-26 людей. За что якобы и пострадал командующий армейской авиацией генерал Павлов...

- Я знаю этот приказ. Но почему-то умалчивают, что это запрещение не касается зоны боевых действий. А если будете писать о Павлове, то передайте через "Комсомолку" мнение о нем тысяч таких, как я, летчиков: "Батя, мы гордимся тобой. Правда должна восторжествовать". Будем надеяться, что Павлова отстранили от должности всего лишь временно.

- Что будет с экипажем Ми-26?

- Не знаю. Тут много политики. Но почему-то уходит на второй план, что Батанов сумел спасти жизнь трех десятков людей. Конечно, при погибших 116 язык не поворачивается назвать это подвигом.

Почему генерал не дал "Комсомолке" фото майора?

Это интервью мы хотели проиллюстрировать фотографией майора Олега Батанова. Узнали, что фото офицера есть в Главном управлении кадров Минобороны (ГУК МО). Позвонили замначальника ГУКа генерал-лейтенанту Николаю Васильеву. Он дал "добро". После чего битый час крутил фотокарточкой Батанова перед носом нашего фотокорреспондента Виктора Хабарова (между прочим, полковника запаса) и пространно рассказывал, почему не может дать снимок для пересъемки. А вдруг-де Батанов преступник? Отставной полковник Хабаров вернулся в редакцию в жутком недоумении и с мучительным вопросом: "Как я мог 30 лет служить под руководством таких людей?"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка