О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесный тихоход

55 лет назад, 31 августа 1947 года с аэродрома под Киевом впервые взлетел в небо небольшой самолет-биплан, силуэт которого с тех пор легко узнаваем каждым - от мала до велика. Было время, когда буквально в любом уголке необъятной страны в воздух поднимались "аннушки" - возили пассажиров, почту, грузы, принимали на борт медиков и их пациентов, летели к буровым вышкам и лагерям различных экспедиций, кружили над полями, выполняя сельхозработы. Ан-2 имел двадцать модификаций и был наиболее интенсивно строящимся бипланом в мире.

История создания этой воздушной "рабочей лошадки" совсем не проста. Ан-2 - детище коллектива, который в 1946 году возглавил тогда еще не очень знаменитый авиаконструктор Олег Константинович Антонов. Для подобного многоцелевого самолета (а задачей было создание именно многофункционального летательного аппарата) Антонов неожиданно выбирает конструкцию биплана. Можно себе представить, какой шквал негодования поднялся в околоавиационных чиновничьих кругах: ведь бипланы - это вчерашний день авиации, деньги будут выброшены на ветер!

Действительно, после Второй мировой войны авиаторы всех стран дружно пересаживались на монопланы, а конструкторы занимались разработкой исключительно обтекаемых самолетов. "Этажерки" первых десятилетий покорения воздушного пространства, казалось, навечно ушли в историю. Но творческая интуиция, говорившая, что конструкторы, перейдя на монопланы, не выявили всех возможностей биплана, не подвела Антонова. На склоне дней, будучи "отцом" большого семейства АН, в том числе супергигантов "Антей" и "Руслан", Олег Константинович назвал крошку Ан-2 самой большой своей удачей.

Догадка о не исчерпанных до конца возможностях самолетов-бипланов возникла у О. К. Антонова не случайно. Его первенцем был фронтовой разведчик Ф-1. Да и бипланы других конструкторов - У-2, По-2 - прекрасно зарекомендовали себя в предвоенные и военные годы: на них летали герой фильма "Небесный тихоход" "не ас, а у-двас" Булочкин и реальные героини-летчицы ночного бомбардировочного полка.

Вопреки всем бюрократическим препонам самолет был создан. И в последний день лета 1947 года летчик Павел Володин сел в кабину СХ-А (так первоначально назывался Ан-2). Самолет с двигателем АШ-62ИР мощностью в тысячу лошадиных сил, высотой полета 1200 метров и скоростью около 200 км в час понравился пилоту: легкий в управлении, удобный и надежный.

Особая роль в испытании многих модификаций Ан-2 принадлежит летчику Георгию Лысенко. Он поднимал самолет над полями Украины, ущельями Кавказа, северной тундрой, пилотировал его на воздушных парадах в Тушино.

Впоследствии Лысенко так описал свое впечатление от биплана: "Когда на снижении перед посадкой я отключил закрылки и при выравнивании вступили в действие автоматические подкрылки, самолет совершенно преобразился, стал как бы машиной с другими качествами. Он не летел, но в то же время и не садился. И будто был готов висеть на одном месте в воздухе без поступательной скорости. После приземления самолет пробежал не более ста метров и остановился. Меня покорили прекрасные качества самолета". Не правда ли, в этих словах ощущается подлинное упоение летчика своим единством с машиной? Наверное, схожие чувства испытали тысячи пилотов, которые начинали свою летную биографию с самого распространенного самолета отечественной гражданской авиации.

Ласковые "антон", "аннушка", добродушно-насмешливое "кукурузник" (отозвались бесчисленные круги, сделанные бесчисленными Ан-2 над колхозными полями, в том числе и кукурузными) - это народные прозвища знакомого всем самолета. А вот в странах НАТО наш биплан получил условное наименование "кольт". Наверное, ассоциация родилась в военных головушках не случайно: вроде бы и устаревшая конструкция, а как бабахнет!..

В книге рекордов Гиннесса записано: "Всего в мире было выпущено около 18 тысяч бипланов Ан-2". Только в СССР было построено свыше 5 тысяч самолетов этого типа. В 1960 году их производство переместилось в Польшу, где до 1991 года было построено 12 тысяч Ан-2. В Китае по лицензии произвели около тысячи таких машин, получивших там обозначение Юншучжи-5. В небо более чем 30 стран поднимался Ан-2.

"Аннушка" стала самолетом общего назначения в самом широком смысле слова. Две тысячи местных воздушных линий обслуживал Ан-2 в СССР. Кто не помнит чувство детского восторга, переполняющего душу, когда ты впервые в жизни через иллюминатор "кукурузника" увидел родную землю такой, какой ее видят птицы. И улицу свою увидел, и двор, в котором - надо же! - соседка тетя Валя развешивает белье... На нем летали в соседний район. Помнится, мы и за грибами летали - роскошный бор начинался прямо за маленьким сельским аэродромом. Кому-то случалось попадать на борт самолета на носилках - за тяжелым больным специально прилетал из областного центра санитарный Ан-2. И сколько историй, всегда веселых, рассказывали о "кукурузниках". Знаю случай, когда Ан-2... придубился - совершил вынужденную посадку на крону огромного дуба. Или когда пилот приземлил свой самолет точнехонько у дверей туалета, к большой радости истомившихся пассажиров.

За последние 15 лет трава забвения покрыла сотни маленьких аэродромов. Поосели домишки, где раньше располагались их службы. Ушли на пенсию начальники этих аэродромов - авиационные Анискины. Потихоньку исчезла из жизни многих регионов "авиация общего назначения". Это огромный минус для России! Наша необъятная страна как никогда нуждается сейчас в том, что связывает, объединяет людей. "Конкорды", "боинги", "эрбасы", "Туполевы" и "ильюшины" своими трассами соединяют мир в глобальном масштабе. А в масштабе местном, родственном, соседском? Это ведь москвич спокойно едет на машине сотню километров до своей дачи - не будет пробок, так за час с небольшим управится. Но преодолей-ка сотню-другую километров где-нибудь на Вологодчине, в Коми или на Алтае... Как говорится, в России две напасти, и первая из них - дороги.

Можно согласиться с тем, что Ан-2 постепенно заканчивает свою историю (даже самые удачные конструкции самолетов не вечны), что для местной, малой авиации нужны новые самолеты. Нельзя согласится с тем, что не нужна сама малая авиация. Нам - нужна, детям и внукам нашим - нужна, России - нужна!

А старушку-"аннушку" люди всех послевоенных поколений поминают только добрым словом. Может быть, и послеперестроечная поросль не совсем забудет: одна из многочисленных отечественных рок-групп называется "Ан-2"......
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка